Искусство из народа
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
№39 (13.550) 20.10.2017
Ирина ЛИХИХ   

Рубрика: Премьера

Убедительным доказательством того, что производственники умеют не только ударно трудиться в цехах, но и проявлять свои таланты на сцене, стал первый спектакль народного театра корпорации «Казахмыс» «Тело-о-хранитель», премьера которого состоялась недавно в Балхаше. Вообще перед тем, как обсуждать постановку, стоит обратить внимание на сам факт возникновения театра в городе. Надо сказать, что компания, в состав которой входит ряд градообразующих предприятий Балхаша, решилась на реализацию большого и важного дела. По сути, организацию драматического искуства в том или ином виде мечтали видеть в городе все хоть сколько-нибудь культурные балхашцы. Но после закрытия балхашского театра, функционировавшего в стенах дворца культуры металлургов еще в советское время, мечты эти долгие годы оставались далекими и призрачными.

Искусство в провинции было, есть и останется делом убыточным, а если говорить о том его виде, которому покровительствует Мельпомена, то он еще и достаточно затратный. Но это полбеды. Найти и содержать профессиональных режиссеров, сценаристов и актеров становится в условиях маленького городка едва ли не вовсе невыполнимой задачей. А учитывая, что спрос на постановки тут будет, прямо скажем, мизерным, для поддержания деятельности коллектива необходимо обеспечивать бесперебойный и внушительной струи поток средств. Бюджетные же источники Балхаша направляются в основном в русло необходимого и обязательного, и выделить ручей на культурные «изыски» возможным не представляется.

Корпорация же подошла к делу со свойственной ей размахом: будучи полноводной рекой, она сумела изыскать и материальные, и человеческие ресурсы на воплощение в жизнь благой идеи. Продюсером первой постановки корпорационного театра стал генеральный директор ТОО «Казахмыс Смэлтинг» Адлет Барменкулов, а в качестве актеров выступили сотрудники компании. Этим, собственно, и оправдан эпитет «народный» - в данном случае имеется ввиду вовсе не высокое звание, а так сказать, происхождение.

Впрочем, надо отдать должное постановщику – заслуженному деятелю искусств РК Алимбеку Оразбекову -  и собравшейся «творческой бригаде» - уровень игры новоявленных актеров был вполне достойным, не без промахов, конечно, но, учитывая отсутствие спецобразования – просто шикарно. Были даже моменты, когда и Станиславский бы поверил. Меня, как зрителя, особенно впечатлила подача образов Дмитрия Первака, выступившего в роли Пипона, и Мунаждина  Камердинова, сыгравшего начальника контрразведки. В их исполнении герои получились очень яркими и жизненными, а такими их порой не могут сделать даже профессиональные актеры. Это как раз тот случай, когда спектакль «делает» один актер, который, даже будучи не в главной роли, способен перетянуть все внимание публики на себя. А между тем Дмитрий трудится инженером-механиком, а Мунаждин является мастером участка… Вот такие таланты порой стоят у станков! К слову, наряду с ними, на сцену вышли лаборант, бухгалтер, электромонтер, инспектор, слесарь, инженеры…

Впрочем, хорошая игра на сцене для меня лично была приятным бонусом. Собираясь на спектакль с участием производственников, понятное дело, не ждешь увидеть асов актерского мастерства. Так что тут, конечно, приятно удивили. Неожиданностью стала и сюжетная линия, выбранная для постановки. Правда, не совсем приятной неожиданностью. Уж не знаю, какими принципами руководствовались при выборе сценария, но это, откровенно говоря, не лучший вариант. Ну не ждешь, когда идешь на спектакль с участием работников предприятий тяжелой промышленности увидеть в их исполнении почки, кишечник и остальные внутренние органы! Нет, не классику с ними, конечно, ставить, но и не постмодернизм же! Даже звучит как-то странно: «в роли желудка выступает слесарь-ремонтник»… Думается, что какие-то незамысловатые сюжеты из жизни простых людей смотрелись бы куда гармоничнее, того же Шукшина обыграли бы что ли!

Для тех, кто не был на премьере, поясню, что основное действие произведения происходит в 1943 году, главный герой – простой парнишка из деревни, который попадает в нестандартные, порой трагические ситуации. За основными элементами фабулы можно разглядеть непростой быт военных лет, его реалии, испытывающие человека на прочность, заставляющие его делать выбор между потребностями тела и души. И все бы ничего, если бы переживания главного героя не подавались через его органы, деятельность которых имитировали сотрудники корпорации. Вот герою хорошо, и органы массово радуются, а когда плохо, сникают. В какой-то момент создавалось впечатление, что находишься на съемках передачи «Здоровье», где Малышева надевает костюмы органов всем и вся. Ну ладно бы, если бы чистой воды комедия была, так нет же, взяли тяжелый для народа период, благо еще, что ни один ветеран Великой отечественной не увидел этой бутафории. Хотя здесь и чувства любого культурного человека будут задеты – вряд ли кто-то целиком и полностью идентифицирует себя с телом, во всяком случае из тех, кому не лень ходить в театр. В лучшем случае это творческий вызов современной реальности и попытка выйти за рамки классической драмы. Но даже если это так, то не к той аудитории обратились, не избалованы балхашцы высоким стилем и не оценят заигрываний со стереотипами.

А может, и не это главное? Может, я слишком строго сужу? На самом деле было видно, что большинство из тех, кто посетил спектакль, уходили с положительными эмоциями. Людям было приятно, что на сцене их земляки, люди которых они встречают в своих цехах и подразделениях. По сути, получился такой почти семейный вечер, где зритель лично знает выступающих, и уже это делает постановку интересной. Хотя я все-таки вижу у этого театра больший потенциал, он на самом деле может стать культурным феноменом и впоследствии конкурировать если не с мировыми, то во всяком случае с казахстанскими драмколлективами. Я верю, что настанет момент, когда балхашским металлургам будут аплодировать не только их коллеги, но и истинные ценители искусства.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер