Путь к призванию
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
№33 (13.544) 15.09.2017
Ирина ЛИХИХ   

Рубрика: 8 сентября - Международный день грамотности

Среди школьников об этой учительнице ходят легенды: одни говорят, что боятся даже ее взгляда, другие считают, что она, напротив, очень чуткая, понимающая и всегда готова поддержать. Но такие байки в ходу у тех, кому еще не посчастливилось побывать на ее уроках. Ребята, обучающиеся русскому языку и литературе у Ларисы Владимировны Вырвы, буквально боготворят этого педагога.

«Строгая, но справедливая», «требовательная», «с классным чувством юмора» - такие противоречивые на первый взгляд характеристики своему преподавателю дают ребята из 8 и 11 классов школы для одаренных детей (бывшей городской гимназии). Вот еще пара реплик: «главное, у нее нет любимчиков», «не подготовиться к ее урокам не получится», «заработать пятерку у Ларисы Владимировны – это почти фантастика», «нет, нет, к другому учителю мы ни за что не пойдем».

Ученики любят и уважают свою наставницу – это очевидно. А еще им нравится, что Лариса Владимировна никогда не обращается к ним: «дети», для нее они, в первую очередь, личности. И, пожалуй, именно это взаимоуважение, является залогом успеха учебного процесса. Многие ученики Л.Вырвы стали победителями различных конкурсов по русскому языку, в том числе и республиканских предметных олимпиад. Есть выпускники, последовавшие примеру любимого учителя, которые также поступили на языковедческие отделения вузов и стали филологами.

Стоит отметить, что этого учителя уважают и в коллективе. Ей всегда доверяют исполнение самых сложных поручений или задач, требующих творческого подхода и качественного решения. В школе за Ларисой Владимировной закрепилась роль генератора идей, вдохновителя и в то  же время ответственного и неравнодушного исполнителя. И опять же не хочется быть голословной – лучше привести отзывы коллег. «Лариса Владимировна – это один из тех «динозавров» педагогики, для которых работа – всегда на первом плане, а дом, семья, личные дела – уже потом, - рассказывает легендарный учитель химии и биологии, Отличник Народного просвещения Каз ССР, Почетный гражданин города Балхаш Елена Львова. - Она всецело поглощена своей деятельностью, а не просто работает за зарплату. Таких сегодня мало. И эта самоотдача, конечно, сказывается на результатах». «Лариса Владимировна всегда нас «зажигает» и вдохновляет, она сама - чрезвычайно активный и креативный человек, и без труда увлекает других. Поэтому с ней всегда легко и интересно работать», - делится филолог-русовед Елена Силаева.

Вообще, глядя на Л.Вырву, складывается впечатление, что она была создана для того, чтобы реализоваться в сфере образования. Этому, к слову, способствовали не только склад характера и имеющиеся таланты, но и происхождение. Лариса Владимировна родилась и выросла в семье педагогов, и не понаслышке знает, какая это ответственная и в то же время интересная миссия – быть наставником. Да что там говорить, среди ее родственников учителей более, чем достаточно – и сноха, и несколько племянниц и даже ее дочка выбрали для себя профессию учителя.

Но мало кто знает, что путь самой Л.Вырвы к работе в школе был непростым. Несколько лет она трудилась в другой, совершенно далекой от педагогики сфере. А все потому, что когда-то не поверила в свои способности. Окончив школу, Лариса поступила в вуз на педотделение, но в самый последний момент перед началом учебы вдруг, неожиданно для родных, забрала документы – посчитала, что недостойна быть учителем. Но осознание своего призвания все же пришло к Л.Вырве, правда, только через 11 лет. Но сейчас филолог не жалеет о том, что так сложилась ее судьба, говорит, что именно благодаря производственному и комсомольскому опыту, смогла лучше познать особенности человеческих взаимоотношений, психологию, и эти навыки ей помогают в работе с учащимися.

А кто знает, может, и правда, если бы наша героиня сразу пошла по пути преподавателя, то она бы и не стала тем замечательным учителем, которого сегодня так любят дети и уважают коллеги. Мне кажется, что конкретные составляющие успеха педагога вообще невозможно определить и отыскать. Но как же замечательно, что они каким-то чудесным образом порой все же складываются, и в наших школах еще встречаются такие яркие лучики, как Лариса Владимировна - настоящие наставники, творцы от просвещения, для которых воспитание подрастающего поколения – не пафосные слова, а дело жизни. Вдохновения вам, Учителя, и знайте, город гордится вами.

Блиц-опрос с Ларисой Вырвой

- Что для Вас значит быть хорошим учителем?

- В первую очередь, это уважение к ученику и к своей профессии. Нужно просто хорошо делать свое дело, вот и все.

- Что первично в формировании личности: семья или общество? Реально ли при помощи образования скорректировать какие-то недостатки или от происхождения никуда не денешься?

- Конечно, основа закладывается в семье, но в юном возрасте характер еще поддается корректировке, еще можно что-то изменить. Но в этом, я считаю, не последнюю роль играет и окружение учащегося. То есть направление развития личности, на мой взгляд, определяет трио: семья, учитель, коллектив.

- Учителя любят говорить: сейчас дети пошли другие… По своему опыту Вы можете обозначить какие-то характерные изменения, происходящие от поколения к поколению?

- Нынешний класс – это уже мой пятый выпуск, и конечно, я наблюдаю некоторые изменения, происходящие в последние годы. Однако я не могу сказать, что меняются дети. Как любит говорить мой папа, дети – это всего лишь дети, то есть они, по сути, отражают процессы, происходящие в обществе. Изменились скорее взрослые. Нынешнее поколение родителей берет меньше ответственности за воспитание своих детей, чем прежние. Раньше мамы и папы принимали непосредственное участие в подготовке того же домашнего задания, больше контролировали, где-то наставляли, требовали, стремились подавать пример для подражания. Сейчас же большинство родителей заняты и склонны перекладывать ответственность за воспитание чуть ли не всецело на учителей, тренеров, репетиторов. Неудивительно, что такое отношение сказывается и на детях, на их мировосприятии и поведении.

- Наша беседа проходит в преддверии Дня грамотности. Насколько грамотна сегодняшняя молодежь, как современные реалии влияют на речь подрастающего поколения?

- Вы знаете, в плане грамотности русскоязычные казахстанцы в целом не уступают тем же россиянам. За счет того, что у нас нет диалектов, речь даже чище. Соответственно, и молодежь у нас достаточно грамотная растет, ребята умеют выразить свою мысль, когда нужно, при этом используя исключительно нормативную лексику. Сам же язык живет и, конечно, изменяется, отвечая запросам времени, это нормально. Вслед за новыми понятиями в речь приходят новые слова, и молодежь, естественно, активно их использует, но я не вижу в этом ничего странного или опасного.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер