Белеет парус одинокий…
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
№26 (13.537) 14.07.2017
Ирина ЛИХИХ   

Рубрика: Есть проблема

В бухту в последнее время действительно периодически выходит всего один парус. И то зашитый-перезашитый, да и не яхта, а катамаран. И живет он не в красивом, сухом и уютном местечке, а в полуразрушенном, вовсе не приспособленном для него помещении, которое только способствует скорейшему разложению стареющего друга ветра. Этакий яхтенный хоспис, откуда, кажется, не возвращаются…

Смелый малый

Маленький мальчишка с бронзовой кожей и обесцвеченными солнцем добела волосами деловито подвозит плавсредство к берегу, спускает на воду, поднимает парус и потихоньку удаляется от базы. Каждое движение выверено и осуществляется с такой ловкостью и уверенностью, что сразу понимаешь – это не новичок, и выйти «в море» для него – то же, что для обывателя выпить кофе поутру. Это – Иван Жуков, и он действительно настоящий профессионал, в свои 14 лет является кандидатом в мастера парусного спорта. А еще Ваня – очень скромный.

- Да ничего сложного здесь нет, - отмахивается от моих расспросов парнишка, - чтобы научиться гонять на парусе требуется только желание, у любого получится, нужно только учиться и тренироваться.

- Что и у труса получится?

- Да мы тут всех научим, и бояться нечего.

А еще Ваня очень смелый, хоть и сам того, похоже, не осознает. Каждый свой выход на воду он в буквальном смысле рискует жизнью. С самого своего первого плавания и по сей день мальчишка отправляется в мини-путешествие по озеру без всякой страховки. Ребенка на воде никто (услышьте: НИКТО!) не сопровождает. Только он и стихия. Катер, который должен двигаться параллельно и обеспечивать безопасность юного спортсмена, сломан, и чинить его некому и не на что. А ведь нередко парень выходит и в открытое озеро, и уже несколько раз его, потерпевшего крушение, «подбирали» бдительные спасатели из ОСО. Но ему хоть бы что: поднял парус - и вперед, лишь бы ветер был «хороший». Эх, Ваня, Ваня…

Жестокая реальность

Да о чем я вообще?! Кому я что рассказываю?! Все, кто может что-то решить, прекрасно осведомлены о происходящем на водно-спортивной станции. И о том, что парусов раз-два и обчелся, и  о том, что эллинги разваливаются, и что штат яхтклуба не укомплектован, но даже в таких обстоятельствах ребята умудряются достигать успехов. Так, помимо Ивана Жукова, кандидатами в мастера спорта в прошлом году стали еще двое ребят – Александр Якунин и Руслан Абдрахманов, также несколько воспитанников подтвердили 1,2 разряды, а нынешней весной за Балхашом осталось третье место в республике, завоеванное на соревнованиях, посвященных открытию сезона.

Но это вселяющее надежду настоящее слишком быстро становится прошлым… Сейчас занятия по парусному спорту посещают единицы – те, чья любовь к парусам сильнее инстинкта самосохранения. Ну, согласитесь, мало какой родитель отпустит ребенка на водно-спортивную станцию, зная, что там ему каждую минуту угрожает опасность. Да и заниматься, собственно, банально не на чем. Сейчас на балансе клуба официально числятся три катамарана и три яхты – «Луч», «Оптимист» и «Кадет», а по факту относительно пригодным к эксплуатации является одно или два плавсредства. Относительно, потому что на самом деле профессионалы такое «старье» спустить на воду не только побрезгуют, но и побоятся.

У нынешнего руководителя секции, Валерия Шина, к счастью, золотые руки и доброе сердце. И он настойчиво и терпеливо зашивает паруса, подклеивает корпуса и чинит мачты… Только вот чинить уже особо нечего. На весенних республиканских соревнованиях на Капчагае, куда прибыли и юные спортсмены, чтобы защищать честь Балхаша, произошел конфуз. Ребята уже готовились к старту, когда подошел тренер местной сборной и сказал, что с такими залатаными парусами отправляться в путь опасно и предложил воспользоваться своими. В результате наши финишировали третьими на капчагайских парусах. Это ли не агония балхашской парусной школы?! А ведь когда-то в клубе было свыше сотни яхт, а местные спортсмены завоевывали призовые места на всесоюзных регатах.

Это в прошлом. А сейчас станция снабжается по остаточному принципу… После форумов, где говорят о развитии туризма, после секций бокса и всего остального. Будем откровенны: она практически не снабжается. Сегодня из бюджета оплачиваются исключительно счета за электроэнергию и зарплата руководителю секции и сторожу. Предполагается, видимо, что руководитель должен совмещать в себе навыки тренера, судоводителя, спасателя, ремонтировщика, бухгалтера и медика. Именно такие специалисты должны работать в яхтклубе, чтобы обеспечивать его жизнеспособность.

О том, что нужны средства на ремонт и оборудование станции, и говорить, наверное, неуместно. Такие преобразования стоят больших средств. И с каждым годом эта сумма увеличивается, ведь эллинги, не реставрируемые десятилетиями, теперь ветшают и разрушаются с невероятной скоростью. Так, согласно смете, составленной в 2013 году, на восстановление строений тут достаточно было 65 миллионов тенге, а согласно подсчетам 2015 года – уже 115 миллионов тенге. Сколько требуется сейчас – страшно предположить. Впрочем, через пару лет, думаю, ремонт уже будет неактуален. Как говорится, восстановлению не подлежит. Очевидно, этого и ждут городские власти. Хотя почему же только городские, на самом деле поддержка парусного спорта на Балхаше в интересах всей области. Это та самая «фишка», которая способна привлечь внимание широкого круга общественности и увеличить поток туристов, а значит, и доходы населения, и как следствие, города. Немаловажно, что навигационный период у нас длится в два раза дольше, чем купальный, и водные развлечения и зрелища могли бы значительно расширить время приема гостей в городе. Но вернемся из грез в жестокую реальность: парусный спорт гибнет на глазах, и никому до этого нет дела. Почти никому.

Ветер надежды

Среди нас все же остались еще люди, кому небезразлична судьба балхашского бренда. (Нет, мы не ошиблись, ведь символом города у озера, кто бы что ни рисовал на гербах, были, есть и останутся не дымящие трубы, а именно паруса). Недавно инициативная группа, состоящая из ветеранов бывшего яхтклуба и патриотов родного края, создала Балхашскую федерацию парусного спорта, организация была официально зарегистрирована и имеет все юридические права защищать интересы подконтрольного сектора. Среди энтузиастов – Василий Овечкин, Константин Калинин, Турку Масхабов, Владимир Попков и Юрий Поворознюк. Руководителем  объединения стал местный предприниматель Арам Хачатрян. Вместе со своими единомышленниками он намерен   сделать все возможное для возрождения балхашской парусной школы.

В числе прочего в планах бизнесмена – закуп необходимого инвентаря, привлечение профессиональных тренеров и ремонт эллингов. В общем, он готов сделать солидные вложения, которые могли бы реально реанимировать яхтклуб. Даже для того, чтобы просто возобновить нормальное функционирование кружка, требуется закупить хотя бы 10 яхт «Lazer Луч» (стоимость одной такой составляет 8-10 тысяч долларов), 15 «Оптимистов» и хотя бы 5 «Кадетов», а также комплектующие и запасные детали, кроме того, нужно заменить неисправные механизмы в сопровождающем катере и обеспечить сохранность приобретенного оборудования. Уже немалая сумма. Дальше – больше: реконструкция строений базы и оборудование пирса: тут цены тоже хороши.

Конечно, берясь за такое начинание, предприниматель рассчитывает, что в последствие это дело станет приносить не только расходы, но и какую ни какую прибыль. Для этих целей Арам Рафикович наметил построить детский оздоровительный лагерь, в котором ребята смогут не просто отдохнуть, но получить навыки управления яхтой и сертификаты о прохождении соответствующего обучения, также можно сдавать плавсредства в аренду и многое другое. Правда, все это пока на стадии проекта, поскольку, как любой здравомыслящий человек, бизнесмен не станет вкладывать деньги, не имея никаких гарантий. Двигаться в заданном направлении он начнет, когда будет уверен, что все затраченные ресурсы останутся в его активе.

Пару месяцев назад А.Хачатрян подал заявку в акимат на получение водно-спортивной станции в доверительное управление с возможностью последующего выкупа. Ответа пока нет. Видимо, так долго думают, стоит ли отдавать… А думать, впрочем, как и отдавать, здесь, собственно, уже нечего. По сути, на остатке - голая земля с покосившимся ограждением. Очевидно, это вообще единственный шанс восстановить яхтклуб, и не воспользоваться им поистине грешно.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер