Судьбы, связанные с Балхашом
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
№14 (13.525) 14.04.2017
Тамара ГРИГОРЬЕВА, почетный журналист Казахстана   

Рубрика: К 80-летию города

Балхаш помнит вас, Маэстро!

Увековечивание имен знатных земляков на карте города стало доброй традицией. Одно из таких славных и памятных имен - Магауия Хамзин, композитор, музыкант с мировой известностью.

19 декабря 2000 года решением акима города в целях увековечивания памяти выдающегося домбриста-исполнителя, композитора, народного артиста Казахстана, Почетного гражданина Балхаша дворцу культуры было присвоено имя М.Хамзина.

Эти стены хорошо помнят и выступления на сцене композитора, виртуоза домбры, Магауи Хамзина, имя которого носит балхашский дворец. Он был нашим земляком, здесь начинался его путь в большое искусство и к присвоению ему почетного звания Народного артиста Казахстана.

Это дань памяти и таланту большого музыканта, чья домбра звучала на лучших сценах мира, где, наряду с классикой, звучали его замечательные кюи, в которых он прославлял родную степь и просторы нашего Прибалхашья.

Хамзин родился 29 сентября 1927 года в Актогайском районе, так что он наш земляк по рождению. Благодаря своему дедушке, народному композитору Ашимтаю, он еще маленьким мальчиком научился играть на домбре и полюбил этот народный инструмент на всю жизнь.

В семь лет он уже мог играть такие известные всей степи кюи, как «Сары Жайляу», «Коныр каз». Рано лишившись матери, Магауия воспитывался в Каркаралинском детском доме, где и написал свой первый кюй «Косбасар», который посвятил своей маме. В 10 лет он принял участие в смотре юных талантов, проходившем в Алматы. Его запомнили за чуткое восприятие музыки, за желание заниматься ею всерьез. В 17 лет парня зачислили в штат Карагандинской филармонии.

Позже по приглашению А.Жубанова он работал в Алматинском казахском оркестре имени Курмангазы, поступил в музыкальное училище и через год перевелся в консерваторию. Но, не окончив музыкальное образование, он вынужден был снова начать работать.

Его уже знали как домбриста в родном Прибалхашье. Магауия Хамзин был в числе участников памятного концерта на сцене в честь открытия в 1952 году дворца культуры металлургов. Тогда же он организовал первый в городе оркестр народных инструментов, вел занятия в детской музыкальной студии дворца. Сам много выступал, сочинял музыку.

Он много раз выступал на сцене дворца и тогда, когда уже работал в созданном в те годы «Казахконцерте», где в течение нескольких десятилетий был ведущим солистом.

Признанный исполнитель народной музыки, он создал свой особый стиль игры на домбре.

В его руках домбра зазвучала по-новому, ее струнам были равно подвластны и казахские народные кюи, и классические музыкальные произведения.

В его домбровом переложении по-новому звучали музыкальные пьесы Моцарта и Чайковского, Брамса и Хачатуряна, Рахманинова и Монти, впервые исполненные им на домбре. Особенно полюбился зрителям «Полонез» Огинского, на домбре знакомая мелодия звучала столь проникновенно, что во всех залах, где бы ни выступал Магауия, ему восторженно аплодировали.

Музыкант много гастролировал и завоевал любовь и признание у слушателей в самых разных странах: в Индии и Польше, Китае и Канаде, Германии и Монголии. Он неизменно включал в свою программу кюи Курмангазы, Таттимбета, знакомя иностранных слушателей с культурой казахского народа.

Но самые благодарные почитатели у Хамзина были на родине – в Казахстане. В его репертуаре были собственные произведения, которые сразу же получили признание у слушателей. Его кюи «Жарыс», «Жайляу», «Токырау толгауы», «Балхаш толкыны», «Неизвестный солдат», «Космонавт» до сих пор любимы в народе, как и его поппури на песни Абая и другие добмровые шедевры.

Талант маэстро нашел заслуженное признание: в 1966 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Казахской ССР, а в 1979 году – звание Народного артиста Казахстана.

После окончания концертной деятельности и выхода на пенсию Магауия Хамзин в 1991 году переехал из Алматы в Балхаш, где им с женой была выделена уютная квартира в новом доме в микрорайоне Мухамеджанова.

Мне посчастливилось побывать у них в гостях, увидеть сделанные музыкантом собственноручно различные варианты любимой им домбры и даже послушать в авторском исполнении ряд написанных им кюев. Это было такое же потрясение, которое испытали многие залы в мире, в том числе и в Балхаше, где зрители взрывались аплодисментами при исполнении им на домбре музыкальных шедевров Брамса, Листа или полонеза Огинского.

Он рассказывал о себе скупо, но это был рассказ о том, как, благодаря своему таланту и огромному трудолюбию, этот скромный человек поднялся на вершину мировой славы. После переезда в Балхаш Магауия Хамзин вел уроки по классу домбры в музыкальной школе и школе №2 имени Абая, где передавал юным музыкантам свою особую виртуозную манеру игры на древнем народном инструменте – домбре. Его творческую школу прошли тогда многие юные музыканты.

В связи с ухудшением здоровья, позже композитор снова переехал в Алматы, к детям. Но и там он продолжал работать - вел мастер-классы для студентов консерватории, передавая им свой опыт, свою особую манеру игры на домбре, которая получила среди музыкантов название «стиль Хамзина».

Человек, возвысивший домбру – Магауия Хамзин - по праву стал в 1995 году одним из первых лауреатов специальной Президентской премии. В октябре 1999 года ему было присвоено звание Почетного профессора Алматинской консерватории. Когда общественность республики широко отмечала его 70-летие, а затем юбилей его творческой деятельности, то в этом чествовании принимали участие и балхашские делегации.

Заслуженный и Народный артист Казахстана, почетный профессор Алматинской консерватории Магауия Хамзин, очень дорожил признанием своих земляков, присвоивших ему в 1988 году звание Почетного гражданина Балхаша. Это знак уважения заслуг М.Хамзина перед нашим городом, который он прославил своим талантом. Его не стало в 2000 году, но он по-прежнему остается среди нас, в нашей памяти. Данью этой благодарной памяти стал памятник Магауие Хамзину у дворца, носящего имя этого музыкального гения Казахстана.

На торжественном открытии памятника присутствовала вместе с балхашцами и гостья из Алматы, дочь композитора М.Хамзина - Сулеева. Она взволнованно поблагодарила за память об отце, который всегда тепло вспоминал город у озера, оставивший след в его судьбе.

Уже стало привычным, что именно здесь, во дворце и на дворцовой площади, рядом с памятником М.Хамзину проходят все главные городские торжества, концерты наших и приезжих звезд эстрады, организуются детские утренники и творческие выставки.

Балхаш помнит вас, маэстро!

«В любви не объясняюсь Прибалхашью,

Я просто остаюсь в краю родном… »

Эти пронзительные строчки сегодня, когда город отмечает свой знаменательный юбилей, можно поставить эпиграфом ко всему праздничному году 80-летия Балхаша. Они принадлежат поэту Алексею Шлыгину, чья судьба несколько лет была связана с нашим городом. Он всегда с благодарностью вспоминал Балхаш, где начиналась его литературная биография. Ведь именно в Казахстане был издан его первый поэтический сборник.

Его биография складывалась непросто. Алексей Иванович Шлыгин родился в 1940 году в учительской семье в селе Кузьминское на Рязанщине, что по соседству с есенинским Константиновым. Алексею удалось закончить только один курс столичного политехникума. А дальше были больничные палаты и дом инвалидов в Ростове-на-Дону. Он уже был практически обездвижен. Но не сдавался: много читал, рисовал, сочинял стихи и публиковался в местной газете.

Среди шефов, навещавших тогда Алексея, была большеглазая красавица Галина, студентка Ростовского гидрометеорологического техникума. Вот что вспоминала потом Галина Ивановна: «Помощь ему нужна была только в книгах, благодаря которым надеялся победить болезнь. Навещала его, звонила ему, даже песни по телефону пела. Мне было с ним очень интересно. Как-то слегка прикоснулась к его плечу и испугалась - чуть не упал. Оказалось, что и с палочкой он стоит неустойчиво. Но это не стало препятствием. Мы тайно расписались. Алексей, сдав экзамены экстерном за одиннадцатилетку, поступил на факультет рисунка и живописи Заочного народного университета искусств. У Алексея в Ростове была комната - выменял ее на место в инвалидном доме, куда в то время была большая очередь. Поменяли эту жилплощадь на квартиру в далеком Балхаше».

Так в жизни поэта появился Балхаш. Алексей Шлыгин сразу влился в литературную жизнь города, стал активным членом литературного объединения «Прибой», его стихи публиковали местные издания. Кружковцы часто собирались у него дома. В однокомнатной квартире было тесно, выхлопотали Шлыгиным двухкомнатную. В одной комнате стояла кроватка их дочери Снежанны, в другой заседали члены литобъединения. Он мог передвигаться только в инвалидном кресле, при этом работал ретушером-надомником при фотосалоне. Небольшая прибавка к пенсии, но деньги не были лишними, ведь Алексей уже был отцом семейства.

Но балхашский климат оказался вреден для его здоровья, и необходимо было переезжать в более умеренные широты. Балхашский горсовет сделал запросы в разные города, которые могли бы принять больного человека, обеспечив ему квартиру. Откликнулся город Владимир. Он и там продолжил свой путь в поэзии.

Агния Барто, чьи стихи стали эталоном детской поэзии, специально приезжала к нему во Владимир, чтобы познакомиться и поддержать молодого литератора. Барто говорила: «Алексей Шлыгин - лучший детский поэт в советской литературе. Его стихи «улыбчивые», светлые, умные. Читаешь, и на душе становится радостно». По ее настоятельной рекомендации Шлыгин был принят в Союз писателей.

70-е и 80-е годы были в творчестве и в жизни Шлыгина самым лучшим периодом. Появлялись друзья, рождались книги. Тиражи были огромны: более ста тысяч экземпляров. За это время выпущено почти 20 сборников. Цикл Шлыгина «Богатырский дозор» был удостоен первой премии на Всероссийском конкурсе на лучшее произведение для детей (1982 год). Шлыгин стал превращаться в именитого поэта, о котором уже говорила наперебой столичная пресса. Но все это было по заслугам и по таланту.

Врачи пророчили ему короткую жизнь. А он прожил до 66-ти и многое успел. Без сомнения, семейное счастье и творческое долголетие - большая заслуга Галины Ивановны. Как с благодарностью писал Алексей Иванович о жене: «эта маленькая, хрупкая девушка оказалась мужественным человеком, опорой в жизни». Владимирское издательство «Транзит-ИКС» в 2009 году издало еще одну, посмертную, книгу прозы Алексея Шлыгина «Дорога в объезд», в которой собраны его ранее не публиковавшиеся, но бережно хранимые его женой и подготовленные ею к печати рассказы и публицистические статьи, а также юмористические новеллы для детей. В сборнике представлены фотографии разных лет из семейного архива, а также рисунки - иллюстрации к прижизненным изданиям, которые поэт сам оформлял, а он был хорошим художником. Эта книга - пример очень сильной прозы, порой драматичной, но неизменно доброй – с добрыми героями и добрым отношением самого автора к жизни, к людям.

Благодаря усилиям вдовы поэта Галины Шлыгиной, во Владимире удалось выпустить несколько сборников его сочинений, а на доме, где он жил, появилась мемориальная доска. Ежегодно в день рождения поэта у дома проводятся встречи. Планируется также проводить шлыгинские чтения и фестиваль его поэзии. На стихи Алексея Шлыгина написано уже немало песен и романсов (правда, в большинстве своем это делали любители).

В 2007 году постановлением мэра Владимира была учреждена городская премия в области литературы имени поэта А.И. Шлыгина. На базе школы №37 на средства гранта был открыт класс-музей, посвященный творчеству поэта. Рассматривалась и идея присвоить учебному заведению его имя. Общественники выдвинули Алексея Шлыгина в качестве кандидата на звание Почетного гражданина города Владимира. Так что наследие поэта не забыто во Владимире.

Однако связи с родным Прибалхашьем Шлыгин никогда не терял. Мы с ним долгие годы были в переписке, по моей просьбе он к 50-летию газеты «Балхашский рабочий» прислал в адрес редакции свои воспоминания о Балхаше, которые были опубликованы 13 февраля 1982 года под названием «Мне снова хочется пустыни». Позже эта глава вошла в его первую книгу прозы «Да разве я о себе?». Алексей Иванович писал:

«Мне впервые представилась возможность встретиться с настоящим писателем, очень волновался, но Руфь Мееровна Тамарина, которая по поручению Союза писателей Казахстана приехала в Балхаш, чтобы поговорить с начинающим автором, успокаивала: «Да вы не волнуйтесь… Я рада, что моя поездка оказалась плодотворной. Ваш сборник, можно сказать, состоялся». И вскоре в издательстве «Жазуши» был одобрен и готовился к выпуску мой первый сборник стихов. Позже, уже после переезда из Балхаша в город Владимир по состоянию здоровья, я получил телеграмму: «Ваша «Контрольная полоса» вышла. Поздравляю с победой!»

А Руфь Мееровна, зная, что, живя в России, мне не достать этой книжки, пришлет мне полтора десятка экземпляров «Контрольной полосы». Все эти годы шли письма от друзей, знакомых из Балхаша, из газеты мне регулярно присылали номера со страницей «Творчество», где иногда публиковались и мои стихи. И я был хорошо знаком с новыми стихами балхашских поэтов Алексея Труфилова, Володи Уточкина, Василия Гуляева, Федора Милованова, Николая Склярова и других. Писать о «Прибое» мне легко, потому что мне довелось жить в Балхаше, дышать его горьковатою землей и в переносном, и в прямом смысле. А потому мне легко понять людей, отдающих этому краю лучшие силы души».

Такой же душевной теплотой была наполнена встреча со школьниками, состоявшаяся недавно в ОСШ№17 и посвященная творчеству и жизни нашего земляка Алексея Ивановича Шлыгина. Пятиклассники внимательно слушали взволнованный рассказ библиотекаря Гании Ногаевой и мои воспоминания о замечательном человеке и великолепном детском поэте, с интересом листали его книжки с выставочного стенда, а потом сами читали звонкие и светлые шлыгинские стихи. И это здорово, что уже новые поколения юных балхашцев знакомятся с таким поэтом!

Балхаш оставался в сердце и в поэзии Алексея Ивановича до последнего его часа. Об этом говорят даже названия целого поэтического цикла, посвященного нашему городу: «Балхаш», «Балхашское утро», «Туранга», «Геологи», «Скала Зуб», «Коунрад», «Прибалхашье», «Металлурги Балхаша», «Мне ясно слышится в прибое…», «Море» и других. Он с признательностью писал: «В любви не объясняюсь Прибалхашью, я просто остаюсь в краю родном».

Свои новые книги он обязательно присылал в Балхаш, и у меня сохранились его автографы на этих сборниках. Как память о нашем суровом крае в первом всесоюзном сборнике стихов А.Шлыгина «Две параллели», изданном в Москве в 1978 году, есть такие строки:

«Мои истоки - на востоке,

Где солнце, ветер и песок.

Не зря вскипают крови токи,

Когда гляжу я на восток».

Уже после ухода Алексея Ивановича его вдова Галина Ивановна Шлыгина по крупицам собрала все его неопубликованные стихи и рассказы и при поддержке Владимирского Союза писателей издала их и тоже прислала в Балхаш.

Он мечтал об издании трехтомника своих стихов для детей: первый том – стихи для самых маленьких, второй - для ребят постарше, третий – для подростков, думающих сделать жизнь с кого… Шлыгин сам успел подобрать стихи по темам, а его жена осуществила эту мечту. И трехтомник «Разноцветный шар земной» вышел через год после смерти поэта. Чудесные книжки в твердой обложке и цветными иллюстрациями. Тираж небольшой - всего 500 зкземпляров, но такой трехтомник Галина Ивановна Шлыгина прислала и в Балхаш.

Эти книги Алексея Шлыгина теперь есть на полках балхашских библиотек. И за каждой строкой рассказ о непростой судьбе поэта, который, преодолевая боль и немощь, писал удивительные по силе духа и в то же время пронзительные стихи о любви к жизни, к людям, вкладывая в каждую строку свое сердце и душу. Потому как завещание поэта стали его строчки:

«Не хочу, чтоб душа в небеса отлетела,

А хочу, чтоб осталась она на земле».

Они оказались пророческими. Даже теперь, когда его, ставшего примером мужества в преодолении неподвижности тела и при этом очень светлого отношения к жизни, нет среди нас (он умер в сентябре 2006 года), его живая душа осталась в его неповторимом Слове, в его стихах и прозе.

И мы приняли это бесценное наследство поэта, который остался и в литературе, и в людской памяти примером мужества и негаснущим светом любви к жизни, а еще идущего из глубины сердца теплого, благодарного слова к нашему Прибалхашью.

Балхаш прошел через судьбу Алексея Ивановича Шлыгина и навсегда остался в его стихах, и это поэтическое слово, посвященное нашему городу, по-прежнему трогает душу. Сокровенная цель своего творчества определена поэтом в строчках:

«Мне б написать стихотворение,

Чтоб чью-то душу отогреть…».

Как хорошо, что есть такая страна «Поэзия Алексея Шлыгина». От его стихов, как от музыки, и отдыхаешь, и очищаешься, и наполняешься радостью жизни.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер