Наурыз на балхашской земле
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
№11 (13.522) 17.03.2017
Куляш Сардарбек, краевед   

Рубрика: Праздник

С наступлением весны  пробуждается природа, земля  просыпается ото сна, тает снег. Радует глаз появление первого цветочка - подснежника!

Следом степь широко раскрывает  свои  объятия  весеннему  наряду: аромат  степной полыни, красота  красно-желтых  тюльпанов радуют глаз и волнуют душу.  Бежит по оврагам  вода, чирикают пичужки!  Этот дар природы первыми видят люди степи и ценят  эту красоту. Перезимовали, сохранили скот.  Земля ждет, когда человек начнет  посевную, а люди готовятся   отметить  Новый год - Наурыз - в ночь с 21 на 22 марта. Так, испокон веков,  еще до проникновения Ислама,  народы Востока  праздновали Наурыз.

 

Этот истинно народный праздник был  запрещен Советской властью, и  последний  раз Наурыз   в нашем краю  отмечался в 1926 году.   Об этом нет  письменного приказа  властей, но был страх за жизнь, угрозы  лишения  свободы. Было время,  когда все, что близко народу, выражает волю, интересы народа,  подлежало ликвидации, уничтожению. Запрещалось все, что относилось к религиозному поклонению и связанными с ним, ставшими народными, обычаями.

Какую цель преследовали предки кочевников, ежегодно  в течение  сорока дней устраивая  той  в честь   Восточного Нового года?

Сама подготовка   к проведению  Наурыза  имеет ряд традиционных обрядов. Главный  принцип  Наурыза  сегодня  в нашем понимании - «чистота - залог здоровья». Это и  наведение чистоты в доме, во дворе,  на месте кочевки, где будут установлены  юрты, а так же чистка арыков, посадка  деревьев. С тех пор пословица  «Срубишь одно дерево, посади десять» - «Бір тал кессең он тал ек» является  законом  Наурыза. Также каждый побуждался выделить время для размышления о происходящем в его жизни: проанализировать свои поступки, сделать выводы: где был прав, где  ошибался, признать свои ошибки и простить чужие, помириться, одним словом очистить свою  совесть и душу.

Обновление кошемных покрытий  и украшение юрты представляет собой особую церемонию.  Всю зиму  женщины-мастерицы готовят убранство юрты: баскуры, яркие циновки, сырмаки, текеметы, вышивают  тускиизы.

Особое место занимает подготовка национальных костюмов для всех членов семьи. Здесь важно знать – костюмы  должны быть сшиты из белых и разноцветных ярких тканей. Белый  цвет – символ чистоты тела и души, красный  –  молодости, зеленый – наряд  Наурыза, коричневый  –  земли. Голубой - символ  неба, синий – воды, золотистый  – солнца.  Желтый – пожелание  счастливого пути. Серебро, серебристый цвет  означает здоровье.  Известно, что серебро  очищает  воду, пищу от  вредных веществ; считается, что защищает от дурного глаза, от болезней. Поэтому казахи отдавали предпочтение серебру, а не золоту. Новорожденного купали  в  серебряной воде, женские украшения  серебряные,  посуда из серебра. Если  на пальцах женщины нет серебряного  кольца, из ее рук не брали пищу. У самого бедного человека дочери носили серебряные  накостники, серьги, пояс. Зергеры-ювелиры  готовят из серебра самые красивые женские украшения, а также украшения для конской сбруи, седел.

Старшие женщины  готовили продукты  для  праздничного супа «наурыз коже», который  варится  из свежего  и зимнего вяленого мяса, семи злаков. Готовят   свои программы акыны, певцы, силачи, циркачи.  Даже обжоры, которые  прилюдно соревновались,  кто больше съест. Бывало, некоторые съедали  мясо целого  барана или казан  «наурыз коже». Главная задача выступающих - развеселить или рассмешить людей. В этот день никто не имел право  совершить преступление, допустить оскорбление кого-либо. В этот день все равны! Известна притча о том, что в Наурыз  хан свое место уступил  рабу.  Пусть это легенда, но смысл в том, что  бедные и богатые - это люди, одинаково  имеющие право на жизнь, на уважение человеческого достоинства. Наурыз  укрепляет  и защищает  права  человека, объединяет людей,  оберегает   от беды, предупреждает, предотвращает совершение  преступления.  Надо только знать законы Наурыза и соблюдать.

В целом, это период совершенствования  мастерства по ткачеству, рукоделию, вышиванию, валянию кошм, спортивных  состязаний  и др. Сами юрты являются выставкой  казахского прикладного искусства. В этот день поет вся степь. Везде айтысы акынов, песни  у качелей «алтыбакан», ночной игры молодежи  «аксүйек» - найди белую кость, придуманная для встречи жигита с девушкой.

Существует мнение, что в степи не было театрализации  праздника. Не согласна. Юрты ставились по кругу, площадь   была большой, чтобы собрать весь аул. Как только зажигался  костер в центре площади (а огонь факелами  доставлялся от каждой юрты  – символ единства), жигиты начинали свои игры: надевали  шкуры зверей  и в образе волка, лисицы  исподтишка нападали на девушек, молодух, пугали их, начиналась  шумная игра. Вступали в состязание акыны, домбристы и кобызисты,  борцы-палуаны, звучали шутки-прибаутки весельчаков-балагуров  для всех возрастов  людей. То  есть  и стар, и мал участвовали   в новогоднем  веселье всю ночь.

Влюбленные девушки  дарили своим избранникам  подарок-угощение, изготовленное собственноручно   из  молозива и копченого мяса -«ұйқы ашар», означавшее пожелание «проснись, набери силу». Ответный  подарок  жигита:  духи, цветы, зеркало, расческа. Девушка,  получившая такой подарок, обязательно  восхищалась, потому он  называется «селт еткізер» (букв. «заставит вздрогнуть»). Обряд сопровождался песней, это знак влюбленности друг в  друга.  Далее, сажали пять-шесть верблюдов в ряд (расстояние 8-10м), жигит привязывал  к своим ногам деревянные шесты и прыгал через этих верблюдов, показывая физическую закалку.

Для детей затевалась игра «догони собаку». К хвосту собаки привязывали  сладости: құрт, ірімшік, конфеты, монеты в мешочке с каким-нибудь шумящим предметом, чтобы  напугать собаку. Кто догонит ее, тот и возьмет сладости. Игра приводила в азарт  не только детей, упражнявшихся в быстром беге, но и взрослых, с удовольствием наблюдавших за своими малышами. Конные игры и соревнования «Аударыспак»,  «Тенге алу»,  «Кыз куу» и др. полны разных  эмоций и ожидания успеха.

В день Наурыза  всем аулом   устраивали свадьбы  молодых  из бедных семей, что было огромной поддержкой для них. Молодожены  получали  не только благословение и напутствие  старейшин, но и дорогие подарки:  юрту с убранством - крышу над головой,  скот, посуду и другую необходимую домашнюю утварь, чтобы встать на ноги.  Традиционные обряды  казахской свадьбы  интересны  и поучительны.

Разнообразны  детские праздники.  Для новорожденных  - «Бесікке салар» - колыбельная. Ребенку исполнился год, родители устраивали  специальный обряд «Тұсаукесер» - разрезание пут, посвященный первым  шагам  нового маленького человека. Честь  для  выполнения этого обряда  предоставляется   уважаемым людям  аула. Для этого обряда берут чернобелую веревку, зеленый лист степного цветка, отрезок кишки барана. Пожелание - чтобы с первых шагов по земле стоял твердо на ногах, сопровождали  его честность, смелость, богатство. Так, в Наурыз  каждому возрасту уделяется внимание.

Разве все это не театрализация под открытым небом!

«Наурыз коже» должен попробовать каждый, чтобы набрать силу, укреплять организм. Наурыз  – это пожелание изобилия, мира на земле, чистого неба и здоровья  живущим.

Правила и традиции Наурыза ежегодно повторялись, чтобы каждое поколение  научилось соблюдать их. Сегодня в нашем понятии  Наурыз - это сам человек и среда, в которой он живет:  чистота совести и физическая чистота  тела, жилищ, (в т.ч. подъездов, дворов и улиц); озеленение и благоустройство города; честный труд; уважение старших и традиций предков, законопослушание. Наурыз побуждает  с детства развивать правильное отношение к вечным ценностям,  заниматься  оздоровительным спортом, ценить песенное и музыкальное  наследие, мир и дружбу на земле. В них основа семьи и  государства. И этот  защищающий интересы простых людей праздник вернулся к нам только  1980-е годы.

В Балхаше на берегу озера  был разбит парк для отдыха с детскими аттракционами: качели, карусель, вагончики на рельсах, а также «Колесо обозрения». Но c «колесом» были проблемы. Для правильной установки не было ни средств, ни специалистов. Я, будучи заведующей отделом культуры, в то время  обратилась с просьбой о помощи  к  Министру  культуры Казахской ССР Узбекали Жанибекову. Лишь после этого  прибыли специалисты, и к 22 марта 1988 года  аттракцион был готов. Впервые в Балхаше  праздник Наурыз мы проводили, открыв этот аттракцион. На самом деле то торжество еще не было похоже на настоящий Наурыз. Был всего один верблюд из 90 квартала, на котором дети передвигались от Дворца до  ул.Желтоксан, катались на «Колесе обозрения», качелях; был дан концерт  и  т.д.  Балхашцы еще не имели правильного представления о настоящем  национальном празднике. Вообще, по республике  тот год был годом начинаний и было неясно, что к чему, корни забыты.

В 1988 году я возглавила республиканский эксперимент по  улучшению культурного обслуживания сельчан автоклубами на базе бывшего Токырауынского района. Мне удалось в совхозе Ортадересин,  в поселке Шашубай, затем во всех совхозах, провести первый   масштабный районный  праздник Наурыз  с использованием его традиций и правил, установлением юрт, с костюмированным выходом кочевков казахов. Получилось очень торжестенное шествие! Были задействованы признанные самодеятельные артисты. Образ Кызыр-ата  играл известный певец Сарыарки Турган Тусупбаев, Алдар-косе – Болатбек Касымжанов, Кожанасыра на ишаке - Болат Омарбеков. Была развернутая  культурно-спортивная  программа. Видеофильм  этого Наурыза был показан на  республиканском  семинаре  работников культуры в г.Степногорске. Целый год Балхашское телевидение под рубрикой «Ақ босаға» показывало  этот праздник  и пропагандировало его.

Последующие Наурызы начали  проводиться в Балхаше и на стадионе  спорткомплекса «Барс», и на площади  бывшего Дома культуры строителей.  В этом  большая заслуга  и труд режиссера  казахского театра  Бикен Сагадиевой, коллектива библиотекарей города под руководством  заслуженного  работника культуры  республики  Ляззат Шопанаевой,  народной целительницы Кульпаш Жаровой, сыгравших роль Кызыр-Аты - учителя  Ермека Мамырбаева, а также ветерана труда Рамазана Мухамедиева.

Я, как житель и патриот города, уже имеющая опыт проведения национального праздника, не могла быть в стороне, не раз была ответственной за проведение  праздника Наурыз в городе. Из-за погоды  первые годы Наурыз проводили в апреле, но потом по республике решили соблюдать историческую дату праздника - в день равноденствия. Было трудно, не было средств на костюмы сказочных персонажей  и национальные костюмы,  на всевозможные  конкурсы,  атрибуты, проблемы с юртами, без чего  никак нельзя передать историческое лицо, колорит национального праздника. Работники культуры привыкли выносить все на своих плечах. Библиотекари  централизованной библиотечной системы  сами первыми сшили национальные костюмы, позже  учебные заведения и трудовые коллективы внесли свою лепту. Потом  местом проведения Наурыза была выбрана площадь Независимости. Надолго запомнилось убранство юрты  афинажного цеха (директор Садыков), образцы  великолепных  национальных костюмов и женских украшений, изготовленных в ювелирном  цехе  местными мастерами  из балхашского золота и серебра.

Теперь  народный праздник Наурыз  торжествует во всех  учебных заведениях,  учреждениях и предприятиях, в городском масштабе. Главное,  Наурыз нашел свое  достойное место в сердцах казахстанцев. Значит, народный  праздник  Наурыз  -  опора  Мира и Согласия, Дружбы  народов в Казахстане! Поздравляя балхашцев и гостей города с наступлением  в нашем городе 27-го народного   праздника  Наурыз, желаю всех благ каждой семье, много радости  и счастья.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер