Гордость балхашцев
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
№9 (13.520) 3.03.2017
Совет Каукербекулы, член Центрального Совета ветеранов РК, Областного Совета, Председатель ГС ветеранов   

Рубрика: К 80-летию города

Встречая 80-летие нашего города, мы говорим великий земной поклон вам, балхашцам-первостроителям и участникам Великой Отечественной войны, за то, что вы сделали для нас, горожан, живущих сегодня.

Время неумолимо движется. Среди нас сегодня все меньше и меньше остается первостроителей нашего города.

 

Прошлое не умирает. И оно вовсе не прошлое. Кто не вспоминает, тот обворовывает себя. Да, теперь время другое. Наш город - сегодняшний Балхаш - это творение, почерк наших отцов, дело наших дорогих ветеранов, оставленный след первопроходцев этого степного края. Чтобы понять, как выглядит наше будущее, необходимо сначала определиться с нашим прошлым. Следует дать ответ на вопросы: кто мы? Откуда мы? Что сделано? Куда идем?

Великий степной мыслитель Асан-кайгы (Асан-страдалец), искатель рая на земле для своего народа, посетив северный берег Балхаша, оценил эту местность непригодной для существования людей. Мертвая пустыня. «Бетпак-Дала» в переводе с казахского - «Голодная степь». Так неласково она была прозвана у казахов-кочевников.

Русский исследователь А.Никольский, посетивший в 1885 году северное Прибалхашье, писал: «В настоящее время жизнь здешних растений, животных и людей бедна и печальна. В будущем, по мере исчезновения воды, ей грозит еще худшая участь».

Шли, сменяя друг друга, века. История немало могла бы рассказать о попытках человека найти спрятанные богатства земли. Были попытки и здесь. Весть о богатствах Центрального Казахстана дошла до русских купцов-золотопромышленников. Первым основал здесь свои предприятия купец Томской губернии С.И.Попов. Купцы понимали, что лучше коренных жителей никто не знает тайны этих мест. Казахи окрестности Сарыарки звали его Попоу, а не Попов. Разбогател Попоу баснословно, обладал неограниченной властью в долинах Каркаралы. Его внук, младший Попов, даже положил глаз на выданную замуж красавицу, дочь кедея (бедняка) Аю-Танабая, по имени Жанбобек в пору цветущей молодости и, в конце концов, мощью денег и золота добился-таки своего, женился на ней.

За Поповым потянулись другие любители наживы: Ушаков, Рязанов, Демидов и другие. Купцы прежде всего искали золото и серебро. Но они часто наталкивались на богатейшие залежи меди, свинца и других полезных ископаемых. Так было открыто месторождение Бериккара, что на юге Каркаралы, превратившееся затем в новое владение Попова. Откуда знать темному простолюдину, что в этом благодатном месте  позже будут добывать золото, серебро, медь. Гряду бурых гор купил Попов всецело у казаха по имени Отеули Тленшиева за каких-то 285 рублей 71 копейку серебром. Эту сумму засвидетельствовал официальной бумагой с печатью старшина аула Кенжин.

Жажда наживы и боязнь конкуренции заставляли их скупать у местных феодалов-баев участки земель с полезными ископаемыми.

Промышленность этого района состояла тогда из трех кустарных предприятий. Наиболее крупным являлся Спасский (близ Караганды) медеплавильный завод, который был построен в 1847 году купцом Ушаковым у существующего Успенского рудника. 1861 году он выдал первую плавку.

Вторым по значению был свинцово-серебряный завод Степановский в Кызыл-Еспе, расположенный в 130 километрах на северо-западе от бухты Бертыс. Этот завод был построен в 1850 году купцом С.И. Поповым и в дальнейшем принадлежал его наследникам.

Третьим предприятием был серебряно-свинцовый завод, построенный в 1855 году у горы Гульшат, который принадлежал купчихе Г.Бахметовой, а затем с 1890 года, промышленнику А.И.Дерову, но вскоре прекратил существование. Попытка акционерного общества «Серебро-свинец», организованного в 1916 году, оживить это предприятие не имела успеха.

Объем производств этих заводов был крайне низок. Все эти заводы, как правило, были карликовыми. Выплавка свинца и серебра исчислялась единицами тонн в год, а количество рабочих составляло несколько десятков человек. Способ получения металла был крайне примитивным. Плавку руды вели в небольших шахтных печах, а доводку металла производили в горнах. На привозное топливо заводчики не тратились. Заводы в Кызыл-Еспе и Гулшате в качестве топлива использовали баялыш (кустарник),  саксаул, кизяк и кый. Наиболее «крупные» заводы потребляли от 200 до 300 пудов кустарника в сутки. Каменный уголь применялся лишь на Спасском заводе.

На всех этих заводах в основном перерабатывали свинцово-серебряные руды. Это приносило заводчикам большую выгоду вследствие высокого тогда курса на серебро. Вместе с тем, на этих предприятиях, правда, в небольших количествах, выплавлялась и медь. Работа этих заводов носила сезонный характер. С наступлением зимы прекращали производство, так как основная масса рабочих составляли кочевники-казахи, они покидали заводы и откочевывали на юг.

История балхашской меди берет свое начало в 1928 году, когда ленинградский геолог Михаил Петрович Русаков в результате проведенной экспедиции подтвердил, что в сопках Конырата имеются богатые запасы руды.

Штурм недр северного Прибалхашья начался в августе 1928 года. 25 июня 1929 года в Прибалхашье началось бурение первой скважины. Этот день считается годом рождения Коныратского рудника. После тщательного изучения месторождения Совет труда и Обороны Союза принял решение о строительстве Балхашского медного комбината и города.

М.П.Русаков-профессор, академик АН КазСССР, заслуженный деятель науки и техники Республики, был замечательным человеком, обладал глубокими знаниями в геологии. Более сорока лет М.Русаков посвятил исследованию просторов степного края. Им открыто около 50-ти месторождений полезных ископаемых.

С инженером-геохимиком Н.Г.Сергеевым он организовал экспедицию. В экспедиции приняли участие Ф.Сарычев, Г.Амосов, Ф.Полкопин, а также местные жители – Оспан Алданазаров, Смаил Жамантаев, Оразбек Мустафин, Ыклас Кудабаев, которые выполняли роли проводников.

О том, как велись первые разведочные работы, поведают непосредственные участники. Вспоминает Н.И.Наковник: «Пробирались на Конырат на старом «Форде», который вел неутомимый эстонец А.Тэнзо. На двадцатом километре за Бектау-ата следы обоза перегородила приподнятая жердь с табличкой: «Земляки! Дальше ни воды, ни травы! Воротитесь! Иначе пропадете вместе со скотиной!».

Из воспоминаний жителя г.Балхаш Блялгалия Туякаева: «...По тракту Каркаралинск-Конырат обозы шли сутками. За ними двигалось казахское население наниматься на работу. Поехал и я. На Конырате инженер очень удивился, что хорошо знаю русский язык.  «Будешь переводчиком», - сказал он. Приехал я на будущий рудник 17 июня, а через три недели моя должность оказалась лишней. Казахи и русские быстро научились понимать друг друга. Я устроился водовозом... ».

Вместе с М.П.Русаковым в суровых условиях прибалхашской пустыни трудились его помощники: Н.И.Наковник, К.А.Добронравов, Р.Э.Бруновский, Малых, А.В.Королев, Б. Рождественский, М.Юдичев, М.Лизунов, И.Гапович. Среди них были и местные казахи - Бекболат Ахметов,  Билялгали Туякаев, Тайнабай Кордабаев, Сарсенбай Шаймерденов, Тулеу Ахметов и другие. Также в экспедиции было пять женщин: Зоя Мокринская, Сара Болатбекова, Лидия Курочкина,  сестра М.П.Русакова Елена Петровна - метеоролог и ее подруга Клавдия Вычужина – заведующий медпунктом.

В 1999 году на набережной зоне города был сооружен памятник геологу, первооткрывателю Коныратского медного месторождения Михаилу Петровичу Русакову в честь его 100-летия. Этот памятник является признанием и данью уважения балхашцев первооткрывателю такого крупного медного месторождения, каким является Конырат, из недр которого до сих пор непрерывным потоком льется медь.

Много труда вложили в строительство и становление Коныратского рудника директора Богатников А.М., Кунаев Д.А., Бубенко А.В., Басов Д.Л., Неважный Г.К., Першаков Н.Н., Заицев Н.В., Надеин А.А. и другие. В начале марта 1938 года первый паравоз ЭМ-4880 доставил Коныратскую руду на фабрику. Машинистами этого паровоза были Петр Алексеевич Порошин, И.А.Балацкий, И.А.Дюжев, А.И.Ткаченко, а составителем поезда А.Н.Лебедев.

Рабочий день летом на Конырате начинался в шесть часов утра, а в десять уже объявлялся перерыв. К этому времени температура в тени достигала 40 градусов. Вторая половина рабочего дня начиналась в шесть часов вечера,  работы прекращались с наступлением темноты. Ни один из объектов в Союзе не возводился в столь трудных условиях климатических, социальных и производственных. Зимой, в 40 градусные морозы, к работе приступали в 10 часов утра и трудились до сумерек. Не было теплой одежды, не хватало еды, выручала рыба, которой было богато озеро.

На стройке все работы делались вручную. Хуже всего было с водой, так как озерная вода не годилась для питья. На лето заготавливали лед в более пресной южной части озера. Людей косили болезни. Очевидцы рассказывали, что по утрам из бараков и юрт выносили десятки трупов людей. Так легко и сказочно мог строиться город только в строках поэта.

В 30-е годы без того ничтожное наследство, доставшееся Советской власти, оказалось в тяжелом состоянии. Рудники были заброшены, заводы бездействовали. Неспроста английский капиталист Лесли Уркварт 1928 году писал Советскому правительсту: «Не дадите ли Вы  мне возможность поковыряться в Киргизской степи около Балхаша и дальше? Раньше, чем через 50 лет, а может быть и 100 лет, Вы этими местами все равно не займетесь. А я поищу. Может, что-нибудь найду». Правительство не разрешило «поковыряться» в северном Прибалхашье английскому капиталисту. Народ стал хозяином своей страны и своих богатств.

Стройка разворачивалась, и проблемой номер один становилась нехватка рабочих рук. Из центральных областей страны в Прибалхашье прибыли 450 квалифицированных специалистов. Из местного населения формировались бригады разнорабочих,  которых обучали строительным профессиям.

Строительство велось буквально на голом месте, удаленном на сотни километров от крупных промышленных центров и железных дорог, ближайшая из которых находилась в Караганде. Грузы для стройки, продовольствие для рабочих перевозились зимой гужевым транспортом на лошадях и верблюдах.

Водный транспорт в Балхаше открылся раньше всех других видов транспорта. В  1931 году с пирса Бурлю-Тюбе были спущены 2 парохода и баржи. Прокладка железнодорожной линии Балхаш-Караганда стала делом первостепенной важности. В конце декабря 1935 года железная дорога была сдана в эксплуатацию, и стройка комбината и города обрела второе дыхание.

Мы, историки, знаем и обязаны рассказать о тех трудностях, ошибках и неудачах, горечь которых пришлось испытать в полной мере ветеранам стройки у озера Балхаш, о тех сотнях и тысячах героях, которые не одну зиму мерзли в землянках и юртах, страдали от недостатка воды и продовольствия, болели цингой, дизентерией, но выполнили великую миссию, возложенную на них государством.

К строительству комбината приступили в 1929 году. Первоначальное проектирование выполнялось на мощности в 175 тысяч тонн черновой меди в год. С первых дней сооружение Балхашского комбината и города стало делом всего народа. 1 апреля 1931 года Совет Труда и Обороны СССР включил этот объект в число ударных строек.

Для быстрейшего выполнения планов индустриализации Центрального Казахстана строительства на Балхаше в августе 1931 года был организован трест «Прибалхашстрой» (ПБС). И с этого дня начиналось его летоисчисление. Советское правительство придавало серьезное значение укреплению Прибалхашстроя зрелыми, опытными хозяйственными кадрами. Но кому же доверить труднейшую задачу? Кого поставить у руля  невиданной стройки в Казахстане?

Построить медеплавильный завод - самый мощный в мире, да еще в короткий срок! 27 апреля 1933 года начальником треста «Прибалхашстрой» был назначен Василий Иванович Иванов. Хочется хотя бы в кратце изложить биографию этого человека. Он родился в 1885 году в Петербурге в семье рабочего. В возрасте 17 лет был матросом и работал на железной дороге. С 1914 года активно участвовал в демонстрациях рабочих против царизма. Коммунист с 1917 года, участвовал в штурме зимнего дворца, участник Гражданской войны. После гражданской войны В.И.Иванов активно участвовал в восстановлении металлургической промышленности Украины, был начальником строительства Сталинградского тракторного завода,  удостоен за умелое руководство орденом Ленина.

По заданию советского правительства в 1930 году находился в США, где изучал новые методы строительства. Побывал он и на заводах Форда и, надо думать, много полезных наблюдений вынес оттуда. И вот этот замечательный человек в возрасте 47 лет приехал на Прибалхашскую стройку в период, когда она уперлась в тупик больших трудностей.

Крупный специалист, поднявший строительство гиганта медной металлургии в Балхаше, был безвинно арестован и 25 февраля 1938 года растрелян, как враг народа. Вспоминая В.И.Иванова, мало сказать, что он был замечательным человеком. Он был большой талант. В 1978 году ему было посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Балхаш».

В 1934 году ЦИК Казахской Автономной ССР принял Постановление о наименовании населенного пункта Прибалхашстрой рабочим поселком «Прибалхашстрой». И был создан поселковый совет. Его председателем поселкового совета был избран Жанали Бахриев, а секретарем - Борис Даненберг.

Первые строители, прибывшие по комсомольскому набору, жили в юртах, землянках и в палатках в районе  Старой площадки. В 1934 году в поселках Центральный и Набережный было выделено 14 тысяч квадратных метров жилого фонда в бараках. В них же размещались и первые общественные учреждения Прибалхашстроя. В одном из таких бараков длительное время работал Карагандинский областной драматический театр.

Для сооружения корпуса крупного дробления обогатительной фабрики в Балхаш прибыли строители Московского Метростроя, которые построили для себя поселок Метрогородок площадью 40 тысяч квадратных метров. Эти поселки, в том числе Северный, Набережный, Центральный, Аварийный, Техснаб и Промплощадка находились вне территории, отведенной для будущего центра города, ближе к строительным площадкам промышленных объектов. Общий жилой фонд составлял 42 тысячи квадратных метров.

Героическое время рождало героев. Гремела слава строительных бригад Н.Аюпова, Б.Токбергенова, К.Намазбаева, В.Алисина, О.Шахина. Они выполняли не менее двух норм в смену. Началось плановое строительство жилого фонда Балхаша. Центр города был назван «А» кварталом, возведены 4-5 этажные дома. 12 января 1936 года новоселов принял первый дом города меди.

В этом же году приняла учеников большая красивая школа имени М.Горького. Сдан в эксплуатацию Бертысский аэропорт, в апреле 1937 года первый промышленный ток  дала Балхашская ТЭЦ, открылся первый кинотеатр «Ударник», по улицам прошли первые автобусы.

Население поселка Прибалхашстрой увеличилось до 40 тысяч человек. Первого сентября 1936 года  сели за парты 2637 учеников, их обучали 84 учителя, 18 из них - с высшим образованием. Возросла сеть медицинских учреждений - три больницы на 305 коек, 17 медпунктов, в них работали 18 врачей, 37 медсестер.

Сложились все необходимые условия, чтобы рабочий поселок Прибалхашстрой стал городом. Поселок первостроителей Балхашского горно-металлургического комбината преобразован в город Балхаш решением ЦИК Казахской ССР от 11 апреля 1937 года.

И вот наступил пусковой период. Коллектив «Прибалхашстроя», инженеры-исследователи трудились с максимальной отдачей сил. В марте 1938 года приступил к опробации механизмов обогатительной фабрики и был получен первый балхашский концентрат. В июле заработала отражательная печь,  а 24 ноября 1938 года выдана первая балхашская медь. Этот день принято считать Днем рождения Балхашского горно-металлургического комбината. Слиток первой балхашской меди хранится в Москве, в музее революции.

Правительство достойно оценило славный трудовой подвиг строителей. Орденом Ленина был награжден первый директор комбината Иустин Иванович Перцев, плотник треста «Прибалхашстрой» М.Л.Старостин и другие.

Мирную жизнь, созидательный труд балхашцев как и всех советских людей, нарушило нападение на СССР фашистской Германии. Из Карагандинской области были мобилизованы боле 45 тысяч молодых парней, из них не вернулись более 18 тысяч. В те дни заявления балхашцев ежедневно поступали в военкомат. 11532 балхашца воевали на фронтах Великой Отечественной войны.

Более 300 человек ушли с Коныратского рудника добровольцами защищать Родину, хотя на многих из них распространялась бронь. Среди них: Коваленко, Пахаренко, Мамбетов, Болекбаев, Бажикеев, Голищ, Жахметов, Жексембаев, Пахотин, Богданов, Жумадилов, Тусупов и многие другие.

Балхашцы по праву могут гордиться своими великими земляками-Героями Советского Союза: З.Л.Асфандьяровым, Н.Г.Подсадником, В.З.Хоружей, П.К.Миллером, О.Н.Щербаковым и Халык кахарманы Р.Кошкарбаевым. Мы помним имя Героя Советского Союза Г.М.Кузнецова, чья судьба была связана с Балхашом. Также двое балхашцев, Н.П.Калмыков и В.П.Спицын, являются Кавалерами трех орденов солдатской Славы. Так, трудовой Балхаш вместе со всем советским народом готовил неминуемый разгром фашистских захватчиков.

26 июня 1941 года домохозяйки города Балхаша обратились ко всем женщинам с призывом заменить мужей, братьев, отцов на производстве. В ответ на этот призыв сотни женщин овладели считавшимися ранее мужскими профессиями плавильщиков, горновых и др.

В годы войны балхашские металлурги 22 раза завоевывали переходящее Красное знамя Государственного Комитета обороны. После окончания войны Знамя было передано на вечное хранение коллективу БГМК.

Многие балхашцы за поистине самоотверженный труд, высокую гражданскую активность отмечены правительственными наградами. Среди них Герои Социалистического труда: Ж.Беисов, П.П.Матюшин, А.Г.Самонов, Ю.К.Победоносцев, Е.Ф.Иванова, Н.Г.Чекушина, М.Ф.Касаева, Ф.Е.Герман, К.П.Ляшенко, П.М.Жарнаков, В.И.Язев.

Нарком тяжелой промышленности в 1934 году направил в Балхаш 100 выпускников Московского индустриального техникума. В их числе был 20 летний молодой техник-строитель Василий Иванович Язев.

В Балхаше он проработал 25 лет, из них 11 лет - управляющим трестом Прибалхашстрой. За заслуги в строительстве Балхашского медеплавильного комбината, объектов Коныратского рудника, города Балхаша В.И.Язеву в 1958 году присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Он в 1959-79 годах работал заместителем председателя облисполкома и внес большой вклад в развитие Карагандинской области.

В годы войны страна потребовала от балхашцев наладить производство молибдена для танкостроительной промышленности. Понимая важность поставленной задачи, шахтеры Восточно-коныратского рудника  в короткие сроки сумели ее решить. И уже с мая 1942 года комбинат стал выдавать этот крайне необходимый для обороны металл.

В те годы директором  рудника был Дмитрий Аврамович Косых. Для всех шахтеров он был и директором, и добрым наставником,  и советчиком. Очень скромный, требовательный человек, без предела трудолюбивый, он сам не знал отдыха:  ни днем, ни ночью не выходил из шахты, и других призывал к этому. Следует напомнить, что именно в их честь  первым директором Д.А.Косых  написана книга «Грозный молибден», именно им на берегу озера Балхаш воздвигнут на постаменте легендарный танк, в броне которого заложен молибден, добытый их руками.

В марте 1942 года выдал первую продукцию ЗОЦМ, созданный на базе эвакуированного военного завода №517 из города Кольчугино.

Люди не щадили себя, чтобы приблизить час победы над врагом, сутками не выходили из цехов, работали, пока держались на ногах.

Тяжелое время. Если сейчас без цветного металла невозможно представить развитие почти ни одной отрасли народного хозяйства страны, то в годы войны без них нельзя было обеспечить выпуск и высокое качество боевой техники и боеприпасов. Благодаря героическому труду прокатчиков, непрерывным потоком шел прокат для капсул и гильз, разные сплавы. «Специалисты подсчитали: из каждых десяти пуль, посланных фронту в годы войны, восемь дал Казахстан», - так писал Министр цветной металлургии СССР П.Ф.Ламако в своей книге «Цветная металлургия в годы Великой Отечественной войны».

Советское правительство высоко оценило самоотверженный труд коллектива завода в годы войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР 33 рабочих и инженерно-технических работников завода были награждены орденами и медалями СССР, в том числе: Орденом Ленина - главный механик завода И.И.Дадонов, слесарь стана «Трио» П.С.Абрамов, литейщик П.В.Валиулин, вальцовщик В.В.Годунов и другие.

АО «ЗОЦМ» под руководством Ермека Батыркаировича является вторым после комбината предприятием города, обеспечивающим наибольшие поступления средств в городской бюджет. На сегодня завод является единственным не только на территории Казахстана, но и в среднеазиатском регионе. В марте 1942 года выдал первую продукцию ЗОЦМ, созданный на базе эвакуированного военного завода №517 из города Кольчугино.

Со времени пуска в эксплуатацию Балхашского медеплавильного комбината до сегментации работали директорами: И.И.Перцев, И.П.Щербаков, А.И.Самохвалов, Д.Т.Десятников, Н.В.Матвеенко, П.П.Матюшин, В.Д.Нагибин, В.В.Дукреев, Д.О.Ешпанов, Д.Т.Хагажеев, М.Ю.Раджибаев, Е.К.Сыздыков, У.А.Тулебаев, Е.К.Шомбинов, В.Н.Малышев, Д.И.Байгуатов, М.К.Алипбергенов, каждый из которых внес свой вклад в становление и развитие медного гиганта цветной металлургии.

Наш город Указом от 24 апреля 1987 года Президиума Верховного Совета СССР за успехи, достигнутые трудящимися города в  хозяйственном и культурном строительстве, их вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны награжден орденом «Дружбы народов».

Продолжение следует...

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер