Мудрость, согревающая души
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
№37 (13.496) 16.09.2016
Анна КОЖУХИНА   

Рубрика: Юбиляр

Махатова Бадиша Махатовна - человек удивительной судьбы, человек составляющий гордость и славу Балхаша. Кажется, это было совсем недавно... 1936 год. Радостная весть пронеслась по казахской степи среди родственников и близких семьи Махатовых: у старшего сына Сыздыкбека и его жены Акбалы родилась красивая девочка, гордость и надежда, маленькая королева с большим и светлым будущим. Говорят, имя, данное при рождении ребенка, влияет на всю его судьбу. Никто не сомневался в выборе:  имя этой девочки – Бадиша - «королева». Ее призвание - служение Людям. Педагогический стаж Махатовой Бадиши Махатовны исчисляется 50 годами неутомимого творческого труда.

В 1954 году Бадиша Махатовна окончила среднюю школу №2 имени Абая города Балхаш. После поступила в КазПИ и успешно закончила его. Затем последовало возвращение в родную школу. Уже через два года юное педагогическое дарование заметили. О ней заговорили: появились статьи об ее инновациях в прессе, лучшие разработки уроков и методику обучения русскому языку печатали в журналах «Русский язык в казахской школе», «Русский язык в национальной школе», областных и местных газетах. Открытые обучающие уроки молодого педагога признавались лучшими. Она проводила семинары на городском и областном уровнях. На ее неординарные, интересные уроки стремились коллеги из других школ. Из всех лет учительства в школе имени Абая есть особенно памятные годы. До сих пор хранится в школьном архиве Книга Почета за 1965 год, одна из страниц которой отведена молодому перспективному педагогу-новатору - Бадише Махатовне Махатовой.

Учитывая высокий профессионализм, методическое мастерство, Бадишу Махатовну назначают заместителем директора по методической работе в той же школе. Она кропотливо изучает опыт липецких педагогов. Ее захватывает новый способ дифференцированного и индивидуального обучения учащихся. Своими руками создает первый методический кабинет, где собирает передовой опыт педагогов-новаторов, дидактические наработки, создает методическую библиотеку, стенды, на которых освещается работа коллег, советы и рекомендации по ведению уроков.

В 1973 году отдел образования направляет Б.Махатову на самый трудный участок, туда, где можно в полную силу реализовать свой педагогический и человеческий талант, отдать свое большое сердце детям с обездоленной судьбой. Бадиша Махатова становится директором школы-интерната №2 имени М.П.Русакова. Тридцать четыре года она возглавляла наиболее трудный участок в системе образования - интернат для трудновоспитуемых детей, где до нее сменились шесть директоров, наблюдался большой отток преподавателей. Не каждый мог справиться с таким трудным делом. Но Бадиша Махатовна была уверена: она выбрала правильный путь.

Начинала с создания комфортных условий для работы педагогов, проживания и обучения в интернате детей. Учитывая интересы, пожелания своих подопечных, она организовала новые кружки, клубы, чтобы каждый ребенок мог найти себе дело по душе. Большое внимание уделялось спорту. Приоритетным направлением в воспитании стала педагогика А.С.Макаренко. Бадиша Махатовна создавала трудовые детские коллективы. Привлекала воспитанников к обустройству спортивных и игровых площадок, классных и спальных комнат. Превращала труд в творчество, развивая культуру и эстетические вкусы своих подопечных. Большое внимание уделяла патриотическому воспитанию, развивала познавательные интересы воспитанников. Ведя краеведческую работу, она создала в школе прекрасный музей М.П.Русакова, где собраны личные вещи этого замечательного геолога, ученого, академика. По сей день поддерживается связь с родственниками человека, чье имя с гордостью носит школа-интернат.

В 1981 году школа-интернат была реорганизована в санаторную школу для детей с затухающими формами туберкулеза и с ослабленным здоровьем. В этом же году Б.Махатова создает мини-поликлинику с тренажерным, процедурным кабинетами, ЛФК, кабинетом врача и среднего медицинского персонала.

Много трудностей пришлось преодолеть молодому директору. В начале 90-х годов закрывались интернаты и детские сады. Под угрозой закрытия оказалось и ее детище. Более ста детей-сирот и забытых родителями ребят могли остаться без дома. Созданный, благодаря ее усилиям и педагогическому таланту, дружный коллектив мог остаться без работы. Неравнодушная женщина обращалась за помощью к шефским организациям, своим выпускникам и просто к добрым людям. В итоге интернат благополучно вышел из тяжелой кризисной ситуации, связанной с экономическим спадом в стране.

В 1999 году Бадиша Махатова создает новую модель школы «Школа - островок здоровья», целью которой является воспитание физически и духовно здорового поколения. Вводится система оздоровления «Детка», элементы нетрадиционной медицины, создается кабинет, соответстветствующий этому направлению, где проходит оздоровление и закаливание по новым методикам: ароматерапией, босохождением, точечным массажем. На территории интерната строятся детские спортивно-игровые площадки «Балакай», «Тропинка здоровья», озеленяется территория интерната: разбиваются клумбы, высаживаются фруктовые и декоративные деревья. В течение многих лет большая работа осуществлялась по созданию экологической среды вокруг школы.

В интернате оказывались дети, которых воспитывала улица с ее суровыми законами, чьи сердца, казалось, навсегда закрылись для добра и понимания. Как отогреть детские души, как повернуть их к нормальной, активной жизни? Над этими и многими другими вопросами постоянно думала Бадиша Махатовна, умный, опытный педагог и просто заботливая мама для всех обездоленных ребят школы-интерната. Пришлось приложить много труда, терпения и директору, и ставшими единомышленниками коллегам, чтобы дети поверили, почувствовали, что им искренне желают добра.

По идее Бадиши Махатовны создается авторская программа по нравственно-духовному воспитанию «Озвучивание души». Курс по данной программе ведется с первого по одиннадцатый класс, способствует формированию личности ребенка, вселяет в него веру в собственные силы, в любовь и добро, помогает открыть и развить природные дарования, формирует Я-концепцию. Благодаря этой работе, в детском коллективе складываются особые теплые отношения: взаимопомощь и взаимовыручка, сострадание друг к другу.

В период экономического спада в стране закрылись и загородные детские лагеря, принадлежащие БГМК. Воспитанники Бадиши Махатовны вынуждены были и летом оставаться в стенах интерната. Ее волновала судьба детей-сирот и ребят из многодетных семей. Как улучшить жизнь подопечных в летний период? Как продолжить их оздоровление?

Летом 2001 года по инициативе директора открывается летний загородный лагерь на берегу озера Балхаш в тридцати километрах от города. В период оптимизации люди уезжали из сел и аулов в города. В поселке Чубартюбек остались полуразрушенные заброшенные здания. Благодаря оптимизму и энтузиазму директора, силами коллектива интерната и старших воспитанников были отремонтированы два дома. На строительство и ремонт не было дополнительных средств. Но Бадиша Махатовна не унывала: стройматериалы находились в заброшенных домах. Так родился летний загородный лагерь «Болашак» на берегу голубого озера с чудесным пляжем «Алтын кум», с игровой и спортивной площадками, с собственным огородом, где ребята начали выращивать овощи. Так была решена проблема летнего отдыха и занятости социально незащищенных детей и сирот.

Была еще одна немаловажная проблема: после девятого класса детям-сиротам трудно было адаптироваться в социуме, найти свое место в жизни. И Бадиша Махатова добивается получения школой статуса средней. Ребята получили возможность продолжить оздоровление, оканчивать одиннадцать классов, более успешно определять свои позиции в жизни.

Время требует перемен, иного подхода в обучении, воспитании и оздоровлении подрастающего поколения. Школа обязана выпускать коммуникативного, конкурентоспособного, умеющего успешно адаптироваться в социуме выпускника. Перед школой встают новые задачи. Поиски их решения привели Бадишу Махатовну в Казахский научный университет, познакомили с профессором В.М.Инюшиным. В течение последних трех лет воспитанники интерната в летний период обучались в КазНУ на факультете биофизики, слушали лекции профессоров, встречались с учеными, убедились в силе и мощи науки, как важного фактора познания окружающего мира, приобщались к экологическим проблемам общества. Ценность этих встреч еще и в том, что полученные теоретические знания тут же применялись на практике. Ребята строили печь, работающую на солнечной энергии, выпекали на ней вкуснейший «солнечный» хлеб. Мастерили гелиоустановки, получали биогаз, биогенную воду. Работали в дендрарии, учились выращивать хвойные деревья, разбивать клумбы, выращивать растения методом гидропоники. У ребят формировались навыки ведения сельского хозяйства, агробизнеса. Частично решалась проблема профориентационной подготовки.

Большое внимание уделялось развитию одаренных детей. Ее воспитанники постоянно участвовали и побеждали на городских, областных и республиканских музыкальных конкурсах. Мустахаева Самал и Кордабаев Данияр - призеры и обладатели Гран-при «Поколение 21», «Тан Шолпан», «Бобек Шакырады». Они покорили своими голосами Москву и Санкт-Петербург. Самал принимала участие в музыкальном конкурсе в г.Баку. И вновь Гран-при. Юный домбрист Шаймерденов Аманжол, виртуоз исполнения народных мелодий, кюев, завоевывал призовые места на городских и областных музыкальных конкурсах. Первые места и Гран-при ежегодно занимали ее воспитанники в конкурсах «Караганда встречает гостей», «Тан Шолпан», «Окрыленные песней».

Дети, лишенные родителей, получили долгожданную материнскую любовь, заботу, счастливое детство от Бадиши Махатовны. Она внимательно следит за судьбой всех выпускников. Благодаря ей, юный певец, яркая звездочка интерната Мукашев Жанибек смог на отлично закончить музыкальную академию А.Мусахаджаевой. И женила она его как родного сына. Самал и Данияр в настоящее время учатся в музыкальном колледже имени М.Таттимбета. Саденов Азамат обучается в духовном учреждении Мубарак в Египте, Ахмадиев Кайрат, Кулмаганбетов Азамат - студенты военного института электроники и связи. Обучаются ее воспитанники и в политехническом институте, педагогических колледжах, КарГУ. Но никогда они не забывают интернат, заменивший им родной дом, любимых педагогов и, конечно же, своего директора.

Трудно перечислить всех талантливых детей, прошедших через добрые материнские руки Бадиши Махатовны. И после окончания интерната дети-сироты не остаются без ее внимания. Она помогает им поступить в высшие и средние учебные заведения, следит за их дальнейшей судьбой, оказывает всевозможную моральную и материальную помощь.

Люди знают и уважают Бадишу Махатовну. У нее большой круг умных, понимающих друзей. В 2004 году Б.Махатова избиралась делегатом форума деловых женщин Казахстана. Она принимает самое активное участие в общественной жизни родного города. Это человек счастливой судьбы: она состоялась как личность, как мать, как педагог. С ней всегда рядом был ее муж, ее первая и единственная любовь, человек, так же преданный педагогике, как и она. Вместе воспитали четверых детей, дали им престижное образование.

Ее окружают близкие по духу родные люди. Крепко стоят на ногах ее дети и воспитанники, действует в нужном направлении ее главное детище - созданная ее трудом школа-интернат.

О ней пишут в газетах и журналах. Написана книга автора С.Ж.Жунусова «Алма агашы гулдегенде». О жизни этой героини с удивительной судьбой снят документальный фильм «Мир женщины», который транслировался по республиканскому телевизионному каналу «Хабар» и областному телевидению «КТК». Ее имя занесено в книгу «Почетный гражданин Балхаша».

Мудрость этой женщины заключается в том, что живет она в гармонии с собой и окружающими ее людьми. Является ярким примером невиданной твердости характера и оптимистичного взгляда на жизнь. Вдохновляет своей энергией, силой воли и интересом к жизни. В свои 80 лет она, как и прежде, восхищает безграничной материнской любовью, которой сумела согреть тысячи детских сердец.

С искренней благодарностью и теплыми поздравлениями в адрес Бадиши Махатовны обратился коллектив и ветераны школы-интерната №2. В день юбилея они желают Вам доброго здоровья, неиссякаемой бодрости духа, уважения и любви родных и друзей.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер