Образование: Итоги и перспективы
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
№35 (13.494) 02.09.2016
Ирина ЛИХИХ   

Рубрика: Городская панорама

Как будет внедряться обновленная образовательная программа в Балхаше, готовы ли наши школы к полиязычию, и существуют ли пути ликвидации дефицита учителей в регионе – все эти вопросы обсуждались на традиционном общегородском августовском совещании в преддверии начала очередного учебного года. В зале собрались ветераны просвещения, директора учреждений образования, высококвалифицированные педагоги, молодые учителя и члены родительских комитетов. Участие во встрече также приняли аким г.Балхаш Александр Аглиулин и секретарь городского маслихата Кадыржан Тейлянов. Основную информационную ценность мероприятия несло в себе выступление руководителя отдела образования г.Балхаш Гульмиры Агдарбековой. Было бы неучтиво по отношению к читателям приводить на печатных страницах содержание доклада Гульмиры Женисбековны в полном объеме, поэтому мы решили обозначить лишь его основные тезисы в форме «было, есть и будет в системе образования города».

Достижения

- Охват дошкольным образованием в городе составляет 95%. Благодаря открытию новых учреждений и организаций, сегодня дошкольным образованием охвачено более 4 тысяч балхашских детей в возрасте от 3 до 6 лет, что практически полностью перекрыло потребность города в подобных заведениях. Всего за несколько лет в городе открылось 2 новых ДДУ: «Ертостик» и «Балакай», отремонтировано и введено в эксплуатацию здание бывшего детсада «Светлячок», где разместились 2 группы ДДУ «Жулдыз». Немаловажную роль в решении вопроса обеспечения малышей всеобщим воспитанием сыграли и мини-центры. Сегодня при местных школах работает 10 подобных организаций, которые посещают в общей сложности 1042 дошколенка.

- Хороший уровень оснащенности оргтехникой, IT-технологиями и интернетом. Современным интерактивным оборудованием в балхашских школах в общей сложности оснащено 46 классов. Два года назад были выделены средства на приобретение свыше 300 компьютеров, в результате чего дефицит оргтехники в наших общеобразовательных заведениях на данный момент составляет чуть более двух сотен единиц. Таким образом, на каждый компьютер в городе приходится 5,2 ученика, что выше аналогичного среднеобластного показателя. Все школы подключены к высокоскоростному интернету, внедрен ресурс «Білім ал», расширение сфер применения всемирной и внутришкольных сетей продолжается и сегодня.

- Активизирована работа по профориентации старшеклассников. За прошедший учебный год во всех городских школах созданы кабинеты профориентации, в которых представлена информация о различных специальностях в виде стендов, буклетов и журналов. Хорошо налажена деятельность в данном направлении в школе-лицее №15, учащиеся которой стали частыми гостями в колледже сервиса и политехническом колледже. В ОСШ №17 введена специализация по естественно-математическому циклу.

- Инклюзивное образование в городе, наконец, стало реальностью. Наибольших успехов в воплощении принципов инклюзивного образования в учебный процесс добилась ОСШ №1. Вот уже три года эта школа является своеобразной стажерской площадкой, где разрабатываются и внедряются новые методики для обучения детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии. В ближайшее время учащиеся с особыми потребностями в обучении начнут посещать еще пять общеобразовательных школ города.

Проблемы

- Дефицит кадров. 17% учителей, работающих в балхашских школах – это люди предпенсионного и пенсионного возраста, доля молодых специалистов среди педагогов нашего города составляет всего 2%. На сегодняшний день ощущается нехватка преподавателей самых различных дисциплин, однако наибольшее число свободных вакансий - на должности учителей предметов естественно-математического цикла. Кроме прочих, сегодня в наших школах не хватает 11 математиков, 5 физиков и 6 историков.

- Хорошие показатели имеют «постоянную прописку». Успехов в предметной олимпиаде, высоких баллов на ЕНТ и побед в международных научных конкурсах на протяжении ряда лет добиваются в основном ученики одних и тех же школ. Наилучшие результаты обычно у учащихся городской гимназии, лицея №2 имени Абая, школы-лицея №15 и ОСШ №17.

- Отсутствие ресурсов для преподавания религиоведения. В первую очередь, разумеется, человеческих. Непонятно, кто и как должен вести данный предмет. Не совсем ясно, и в каком ключе данная дисциплина должна преподаваться в рамках идеологии светского государства.

- Снижение количества участников конкурсов научных проектов. Число созданных школьниками проектов за год снизилось почти вдвое. Более того, темы выдвигаемых на конкурсы работ подчас повторяются из года в год.

Задачи и перспективы

- Подготовка кадров к переходу на новый формат образования. В ближайшие годы большинство учителей города пройдут переподготовку для внедрения полиязычия и обновленного содержания образования. Новые знания и навыки педагоги будут получать в областных, республиканских центрах, посредством организации семинаров и тренингов на местах, а также при помощи вебинаров. Делиться опытом с коллегами будут и специалисты школы-лицея №15, которая прошлый год работала в режиме эксперимента по воплощению новых стандартов обучения. Кроме того, 13 перспективных учителей в течение 2016-2017 учебного года пройдут переквалификацию заграницей.

- Повсеместное внедрение электронного классного журнала. Карагандинская область вошла в число регионов, в которых будет всюду внедряться данное новшество. В грядущем текущем году освоить и активно использовать электронный журнал обязаны все школы города без исключения.

- Разработка символики дошкольных и средних учебных заведений. На совещании аким города порекомендовал каждому детскому саду и школе к 80-летию города, отмечаемому в следующем году, создать знаки отличия, которые будут отражать основные особенности учреждения, его идеологию и ценности.

- Встречи администрации города с родительскими комитетами. Глава города Александр Аглиулин заверил, что в ближайшие месяцы он лично проведет встречи с родителями в каждой из балхашских школ для выявления общей ситуации и проблем, требующих решения.

Помимо руководителя отдела образования, на конференции также выступили магистр педагогики в области химии, молодой учитель химии и математики ОСШ №16 Самат Шакиев, учитель школы-лицея №15, реализующий на своих уроках физики принципы полиязычия, Сымбат Сулейменова, ветеран образования, русовед Надежда Синицина и член совета отцов ОСШ №8 Еркебулан Исбеков. Ближе к финалу официальной части собрания настала пора поощрения заслуг наших педагогов. Ветеранам образования были вручены цветы, а лучшие действующие учителя получили из рук акима города почетные грамоты и благодарственные письма. Завершил торжество концерт, подготовленный школьными творческими коллективами.

Школьная жизнь в цифрах

- Из числа балхашских выпускников 2016 года на грант поступили 59 человек (в основном, воспитанники городской гимназии, лицея №2 имени Абая, школы-лицея №15 и ОСШ №16), 15 ребят поступили в вузы России, трое продолжают образование в Китае.

- При городских школах функционирует 526 кружков, где занимается около 7 тысяч учащихся, более 1000 детей посещают секции и кружки городских объектов культуры и спорта.

- В настоящее время в школах города работают 452 молодых педагога, 49 из которых имеют профиль, потребность в котором в сфере образования ощущается особо остро, 19 имеют степень бакалавра, один – магистра.

- В грядущем учебном году в первый класс пойдут более 1200 юных балхашцев. Именно они первыми начнут учиться пять дней в неделю и впоследствии, вероятно, закончат уже 12 классов.

- На обеспечение балхашских школ новыми учебниками для перехода на обновленную программу образования из бюджета в этом году было выделено 47,9 миллионов тенге.

- Нынешним летом 237 учителей начального звена прошли обучение по внедрению обновленного содержания образования. В том числе и все без исключения педагоги, набирающие в новом учебном году первый класс.

- Расходы на содержание системы образования в этом году составили порядка 70% всего городского бюджета.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер