Первая в инклюзиве
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
№34 (13.493) 26.08.2016
Ирина ЛИХИХ   

Рубрика: Городская панорама

Флагманом инклюзивного образования в Балхаше справедливо будет назвать ОСШ №1. Именно это учебное заведение одним из первых в городе решилось на воплощение на практике принципов равных прав детей на получение образования. Именно здесь впервые, наравне со здоровыми, начали обучаться ребята с нарушениями зрения, речевого развития и ДЦП. Именно в этих стенах создали отдельные коррекционные классы, где стандартную школьную программу осваивают юные балхашцы с задержкой психического развития. Социализацией и учебой детей с ограниченными возможностями в КГУ «Общеобразовательная школа №1 имени М.Горького» занимаются не первый год. Ранее к ней были прикреплены наибольшее число юных горожан, обучающихся на дому, случалось, что дети со сложными диагнозами поступали сюда и на дневную форму обучения. Естественно, что учителям невольно приходилось осваивать новые подходы, разрабатывать отдельные дополнительные программы для столь необычных учеников. В итоге за несколько лет в ОСШ №1 была заложена собственная методическая база работы с особыми детьми. И потому неудивительно, что, когда идею инклюзивного образования стали поддерживать на государственном уровне, в Балхаше за ее реализацию взялся коллектив «горьковцев».

В этом году уроки в ОСШ №1, кроме прочих, будут посещать 46 детей с различными отклонениями в физическом и психическом развитии. Среди них четверо страдают детским церебральным параличом, двое – слабовидящие, четверо – с тяжелыми нарушениями речи, у одного отсутствуют верхние конечности. Наиболее многогочисленную группу из «особенных» учащихся этой школы (30 человек) составляют дети с диагнозом ЗПР (задержка психического развития), в основном они переведены из интерната №1, где показывали относительно неплохие результаты в освоении различных дисциплин. Здесь такие детки обучаются как в отдельных, специализированных классах, так и в обычных. Правда, в рядовые коллективы их определяют не более трех, а коррекционные классы состоят из 5 - 7 учеников, нуждающихся в особом подходе при обучении. «Малокомплектных» классов в школе ранее было собрано два: с сентября они станут 6 «Д» и 7 «В», а в этом году набирается еще один – снова «пятый», снова состоящий из пяти ребят, страдающих ЗПР.

Для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в ОСШ №1 сегодня наличествует вся необходимая база, за несколько лет здесь были созданы, утверждены и отработаны новые методики, позволяющие добиваться значительных успехов в социализации и реабилитации таких ребят. Основу данного направления положила учитель начальных классов К.Шафикова, которая впоследствии и стала курировать деятельность по реализации принципов инклюзивного образования в школе, заняв должность заместителя директора по учебной работе. Несколько лет назад в класс к Кристине Валериевне поступила девочка с ДЦП. Тогда ей удалось создать нужную атмосферу в коллективе и помочь необычной ученице поверить в свои силы. В результате девочка стала реализовывать свой творческий потенциал, участвовать в различных конкурсах и была принята сверстниками. А в нынешнем году социальный ролик, подготовленный молодым завучем, был признан лучшим на конкурсе по освещению вопросов инклюзивного образования.

После того, как о необходимости воплощения идей инклюзивного развития в жизнь стали говорить на республиканском уровне, инициативу К.Шафиковой поддержали и руководство учебного заведения, и многие коллеги. К примеру, филолог-русовед ОСШ №1 Татьяна Николаевна Лось разработала рецензию на электронное приложение к урокам русской литературы в 5 классе для детей с задержкой психического развития, которая была одобрена кафедрой педагогики и инклюзивного образования филиала НЦПК «Орлеу» и внедрена в учебный процесс в коррекционных классах. Учитель физкультуры Сауле Сандыбаевна Искакова также создала и активно применяет собственную методику использования нетрадиционных форм обучения для уроков в коррекционных классах. И принятые меры привели к ощутимым результатам: троих ребят в этом году планируют перевести из коррекционного в обычный класс.

Стоит отметить, что принципы инклюзивного образования сегодня в той или иной степени внедряются и в других средних учебных заведениях города. Так,  в ОСШ №5 также создан коррекционный класс, дети с отклонениями в развитии учатся в ОСШ №№4 и 10. И то, что тенденция эта в целом положительная, сомневаться не приходится. Развитое общество должно предоставлять всем детям равные права на получение образования. Однако, мне кажется, что обучение в средних школах необычных ребят будет не менее полезно обычным – во всяком случае, они научатся быть более терпимыми и толерантными к не таким, как они. Общение с особыми людьми расширяет границы сознания и дарит бесценный опыт, который никогда не бывает лишним.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер