Мировое призвание
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
№25 (13.484) 24.06.2016
Антонина ШАРОВА   

Рубрика: Выставка

17-18 июня в стенах городского историко-краеведческого музея балхашцам посчастливилось познакомиться с работами своего знаменитого на весь мир земляка – известного казахстанского скульптора, и лауреата множества европейских пленэров Марата Айнекова. Стенды рассказывали о жизни и становлении мастера, что позволяли проследить газетные статьи и фото. Вниманию собравшихся были представлены многочисленные иллюстрации работ мастера: «Голова лошади», «Эволюция», «Портрет Коркыт ата», «Отдых» и другие. Марат Омирсерикович – яркая фигура в истории современной казахской скульптуры. Он автор значительных сооружений в Казахстане и Зарубежье, обладающий удивительным даром, создающий произведения сильного звучания и тонкого психологизма. Мастера отличает то, что он одинаково хорошо работает с различными материалами, будь то дерево, гранит или металл.

Марат Айнеков родился в Балхаше за два часа до начала войны. Рисовать стал с самого раннего детства, занимался в кружках изобразительного искусства. Однажды в Балхаш привезли выставку из собраний Третьяковки, там он узнал, что профессии скульптора можно обучиться в Алма-Ате. Окончив школу, отправился в столицу поступать в художественное училище. Через два года был призван в армию, отслужил, получил диплом училища. А дальше был Ленинград, Академия художеств. Еще до поступления в учебное заведение судьба свела его с еще одним великим мастером.

Исаак Яковлевич Иткинд был уже в преклонном возрасте, когда начал обучать балхашца премудростям скульптурного дела. Родом он был из Витебска, хорошо знал Малевича. Когда тот уезжал из России, то звал с собой, время было как раз перед революцией. Жить в Петербурге тогда евреям запрещалось, но все же он остался. В двадцатые годы И.Иткинд предложил Русскому музею свою работу «Коричневая чума». Она показалась дорогой и ее не купили, а вскоре ее приобрел Лувр.

Академию Марат Айнеков окончил с отличием. Вместе с женой Зиядой, работавшей в академии, они  вернулись домой в Алматы. Марат Айнеков пришел в дом Исаака Яковлевича, но в живых его уже не застал.  Затем началась преподавательская деятельность в художественном училище, пошли творческие работы, заказы. Позже – работа главным художником в Доме дружбы. Будучи членом Союза художников СССР, много ездил по стране и миру. Самый близкий жанр для мастера – портрет. За долгие годы работы скульптору довелось отливать в бронзе и рубить в граните, резать дерево. Но, пожалуй, больше всех ему по душе гранит.

Среди исторически крупных фигур по особенному ему  дороги «Сакен Сейфуллин» (1994г., Жезказган), «Аскар Токмагамбетов» (1985 г., Кзыл-Орда), «Ибрай Алтынсарин» (1986 г., Жаркент), «Каныш Сатпаев» (1988 г., Атырау). Работая в течение десяти лет в Турции, создал там памятник Магжану для Анкары (1998 г.) и Абая – для Стамбула (2003 г.).  Мастер внес свою лепту в создание  уникальных парковых зон в Алматы и Шымкенте, Жамбыле и Усть-Каменогорске, Атырау и Актау.

Марату Айнекову довелось принимать участие во многих симпозиумах, как казахстанских, так и международных (Польша, Германия).

Будучи представителем казахского народа и национальной школы ваяния и пластики в Стамбуле, Марат работал не щадя ни сил, ни здоровья.  Здесь с ним вместе постигал азы камнерезного искусства сын, достигнув хорошего профессионального уровеня, учась у отца. Сам Марат Айнеков создал здесь множество шедевральных работ, которые не переехали в Казахстан из-за дороговизны оплаты пути. Это – боль скульптора и по сей день.

С особым чувством он вспоминает первый алматинский форум скульпторов 1986 года, носивший статус международного. В предгорьях Алатау, на территории санатория собрались ваятели из Казахстана, Балтии, России. Их целью было в течение двух месяцев из цельных пород камня – гранита, травертина, песчаника – высечь изваяния на свободную тему, дабы свои произведения оставить в дар городу. Подобный опыт имеет практику порядка полувека и зарекомендовал себя, как отличная возможность с помощью скульпторов решать проблему городской среды. В самом центре Москвы, на Чистопрудном бульваре, рядом с посольством Казахстана в 2006 году вознесся на светлом мраморном пьедестале задумчивый старец в бронзе. Такого Абая скульптура Казахстана еще не знала.

Вместе с супругой они воспитали троих детей. Двое из них стали художниками. Сын Саид пошел по стопам отца, став скульптором, а дочь Жамиля – живописец. Внучка Мадина тоже приобщилась к искусству в музыкальной школе и мастерской именитого деда. Побывав во множестве мест, повидав разные красоты и удивительные вещи,  он открыл для себя, что самый удивительный, необычайный, несравненный по красоте город – это Алматы.

Так интересно и подробно рассказала о мастере его сестра Турумтай Койчуманова, которая ранее проживала в Балхаше, а в 1997 году переехала в Алматы из-за учебы детей. Она стала автором книги о брате, под названием «О семье и о том времени. Скульптор Марат Айнеков». В ней собраны публикации о скульпторе, а отдельные главы посвящены славным предкам, балхашцам и первостроителям. Книга повествует о студенческих годах мастера, его жизненном и профессиональном пути, его работах. Упоминаются и его ученики, которых судьба разбросала по всему свету: Китай, Турция, США и Россия. Также ей удалось привезти с собой некоторые работы своего брата, среди которых «Дети на арбе». Перед гостями выступили и родственники Марата Айнекова, по сей день проживающие в Балхаше.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер