Слово о наставниках
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
№22 (13.481) 03.06.2016
Е.Р. Набиев, первооткрыватель месторождения, Почетный разведчик недр Республики Казахстан, Почетный гражданин города Балхаш   

Рубрика: Воспоминания

В юбилейный год уместно вспомнить, что Казахский политехнический институт по праву называли кузницей инженерных кадров в республике. Мы, выпускники начала 70-х годов прошлого века, особенно гордимся принадлежностью своей альма-матер.

Особенно хочется отметить то, что нас в годы учебы в институте обучали выдающиеся геологи Казахстана. Крупные ученые, соратники и ученики академика К.И.Сатпаева – С.Г.Анкинович, Е.А.Анкинович, И.И.Бок, Г.Л.Кушев, Г.Ц.Медоев, С.Б.Бакиров, Г.П.Бурдуков, Н.Т.Кулкашев и другие. Вспоминая своих учителей, нельзя отдельно не вспомнить Г.Ц.Медоева, который выделялся среди этих выдающихся ученых. Вся геологическая и педагогическая деятельность Георгия Цараевича Медоева после окончания Ленинградского горного института в 1930 году, была связана с Казахстаном.

 

После основания в 1934 году Казахского горно-металлургического института, начиная с 1936 года, он работал в Казахском политехническом институте заведующим кафедрой геологической сьемки и поисков месторождений полезных ископаемых и заведующим сектором четвертичной геологии и геоморфологии геологического института имени К.И.Сатпаева Академии наук КазССР. Был председателем комиссии по сейсмологии и селевым потокам при Президиуме Академии наук КазССР, заслуженный деятель науки и техники КазССР, профессор, лауреат ряда премий.

Г.Ц.Медоев читал нам  обширный курс лекций по «Общей геологии»,  и на 4 курсе основу из основ геологической науки - «Геоморфологию». Это было в октябре 1966 года. Мы, только что поступившие в Казахский политехнический институт студенты геологоразведочного факультета, тогда будущие геологи, геофизики и нефтяники, обучались на одном факультете, после сельскохозяйственных работ собрались на лекцию по курсу «Общей геологии», которую нам читал Г.Ц.Медоев.

Первое время Георгий Цараевич обращался к нам с некоторой иронией и шуткой, называл гигантами мысли, материалистами или идеалистами и говорил с легкой усмешкой: «- Э, Васюки», имея ввиду сюжет литературного произведения И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Мы были молоды, доверчивы, чтобы он ни говорил, слушали, открыв рты, и верили всему, как жители знаменитых литературных Васюков.

После нескольких таких многозначительных и ироничных фраз его чуть озорные и с некоторой хитринкой глаза начинали светиться. Никто, конечно, не обижался, наоборот это создавало своеобразную атмосферу во время лекции. Мы все понимали, что причиной такого отношения является разница в масштабах знаний и мыслей, которыми обладали он и мы, только овладевающие знаниями в такой обширной и сложной отрасли науки.

Первые лекции Георгия Цараевича из курса «Общей геологии» были посвящены гипотезам о происхождении Солнечной системы, Земли и планет. Он рассказывал нам о малых планетах и метеоритах, каких они бывают типов, состава и о знаменитых падениях метеоритов на поверхность Земли. Мне запомнился один его интересный рассказ, связанный с В.Г.Фесенковым.

Василий Григорьевич Фесенков, академик Академии наук СССР с 1935 года, один из основателей Российского астрофизического института, академик Академии наук Казахской ССР с 1946 года. Астрофизический институт академии наук Республики ныне носит имя его основателя – академика В.Г. Фесенкова. В 60-х годах прошлого века В.Г.Фесенков был председателем астрономического совета и комитета по метеоритам Академии наук СССР.

Георгий Цараевич, как крупный специалист в области геологии и геоморфологии, по роду своей работы часто встречался с В.Г.Фесенковым на заседаниях ученого Совета Академии наук Каз ССР, хорошо его знал, и по его рассказу мы поняли, что они уважительно относились друг к другу. Как-то Г.Ц.Медоев обратился В.Г.Фесенкову с просьбой, в обращении он просил, чтобы для обучения студентов на наглядных пособиях выделить ему несколько образцов метеоритов.

Через некоторое время получает свое письмо обратно - обращение с отрицательной резолюцией В.Г.Фесенкова примерно следующего содержания: «Метеориты, находящиеся в Астрофизическом институте и в комитете по метеоритам Академии наук СССР, являются государственной собственностью, и он не имеет права отдавать это кому-либо». Георгий Цараевич был очень удивлен, прочитав такую резолюцию и не ожидал, что эта просьба приобретет такой оборот и окажется вопросом государственной важности. Рассказывал нам о высокой гражданской и научной ответственности В.Г.Фесенкова.

Через некоторое время после получения необходимых разрешений от Президента Академии наук СССР, В.Г.Фесенковым была положительно решена просьба Г.Ц.Медоева, и несколько образцов метеоритов были переданы в геологоразведочный факультет института, которые во время лекций с интересом рассматривали наши студенты. Выдающийся труженик геологической науки Казахстана, крупный ученый, основоположник казахстанской геоморфологии Г.Ц.Медоев, читал нам лекции, принимал экзамены, учил основам геологических исследований, и мы заслуженно считаем его своим Учителем. Добрый след, оставленный этим человеком в наших сердцах, всегда нас вдохновляет и направляет.

Быстро пролетели годы учебы в институте, где нам пришлось многое преодолеть, чтобы овладеть первичными знаниями в области специфичной и сложной науки о Земле. Процесс учебы требовал много сил и времени, только последовательное и терпеливое отношение к изучаемым дисциплинам давали желаемые результаты.

Здесь надо отметить, что дипломные проекты студенты писали на основе геологических материалов, собранных во время преддипломной практики в действующих геологоразведочных организациях Министерства геологии. После возвращения с практики студенты защищали собранные геологические материалы перед профессорско-преподавательским составом выпускающей кафедры, где преподаватели кафедры определяли полноту и качество собранных материалов и возможность на их основе написать дипломный проект.

В общем, дипломные проекты состояли из 100-150 страниц рукописного текста, где излагались особенности геологического строения выбранного района, месторождения и методики проведения проектируемых работ, подсчет запасов. Приложением к дипломному проекту были 5-6 листов графических материалов – карты, разрезы района и месторождения.

Государственный экзамен состоялся в июне. Членами ГЭК, кроме Министра геологии КазССР, были заведующие кафедрами геологоразведочного факультета Г.Ц.Медоев, С.Г.Анкинович, Г.Л.Кушев, Е.Д.Шлыгин, С.Б.Бакиров, декан факультета М.А.Жуков, руководители дипломных проектов Г.А.Ярмок, Г.П. Бурдуков, Н.Т.Кулкашев и другие.

Защитил дипломный проект на тему «Детальная разведка участка Новый Тастау, месторождения Саяк» с оценкой «отлично». Помню, что ответил на несколько вопросов, и один из них задал Г.Ц.Медоев. Он спросил, почему такой пологий разлом на разрезе. Я ответил, что это – межпластовые подвижки. Еще какой-то вопрос он хотел задать, в это время в разговор тактично вмешался Г.П. Бурдуков, с мягкой интонацией сказал: «Георгий Цараевич,  у Вас сложные вопросы, может быть, достаточно ему…». Больше вопросов не задавали. После завершения учебы в институте, почувствовали себя более самостоятельными в жизни. Стремились выполнить все задачи своей специальности. Переходя на новый этап мы понимали, что это только начало: на производстве много еще чему предстоит научиться.

Закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре – это величайшая тайна, находящаяся за семью печатями. Человек, пытаясь разгадать ее, идет миллиметровыми шагами. Насколько безграничны и объемны загадки Земли! И разрешить их удается только пытливому уму внимательного исследователя.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер