Готовы ли мы к трехъязычию?
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
№15 (13.474) 15.04.2016
Ирина ЛИХИХ   

Рубрика: Образование

О внедрении трехъязычия в образовательных учреждениях страны в республике не говорит, похоже, только ленивый. Интернет-странички пестрят «страшилками» о преподавании в русских школах математики на английском и истории на казахском языках. А на днях в сети и вовсе промелькнула информация о том, что полиязычием начнут «загружать» наших учащихся уже с 1 сентября нынешнего года. В то же время любой здравомыслящий человек понимает, что для такого масштабного переворота у системы образования сегодня просто нет необходимых ресурсов: ни методических, ни кадровых. Так есть ли основания для паники, и к чему готовиться родителям школьников?

Министерство образования и науки действительно выдвигает ряд предложений по обновлению программы обучения в школах и вузах республики. Помимо перехода на 12-летнее образование и пятидневную учебную неделю, планируется ввести преподавание дисциплин на трех языках. В основу данных преобразований намечено положить опыт инновационных учебных заведений, таких, как Назарбаев-школы, школы для одаренных детей и казахско-турецкие лицеи.

Идей много, но если говорить коротко, то в планах МОН РК - искоренение этнокультурного деления средних учебных заведений, как такового. То есть предполагается, что со временем во всех без исключения школах Казахстана начнут действовать единые государственные стандарты и программы, согласно которым, обучение будет вестись на трех языках. При этом, что касается русскоязычных школ, предметы естественно-научного цикла (математика, физика, биология и так далее) станут изучать на английском языке, а историю и географию Казахстана – на казахском.

Для реализации задуманного уже предпринимаются некоторые меры: действующие учителя посещают различные семинары и тренинги, проходят специальные курсы повышения квалификации, вузы начали готовить бакалавров педагогических специальностей со знанием английского языка, а перед научными сотрудниками соответствующих ведомств поставлена задача разработать новые стандарты обучения, усовершенствовать учебные и методические пособия. Машина запущена. С прошлого года новая программа проходит апробацию в 30 средних школах республики, 12 из которых – сельские.

Пилотным регионом стала и Восточно-казахстанская область, где принципы интегрированного обучения с иностранным языком внедрены с начала текущего учебного года. В ВКО уже начали обучать учителей-предметников естественно-научного цикла английскому языку, а филологи проходят переподготовку. Назарбаев-школами обучены 80 специалистов из числа действующих педагогов, которые выступят в роли тренеров для своих коллег из общеобразовательных учебных заведений. Предполагается, что делиться опытом они будут посредством онлайн-семинаров, для наибольшей эффективности которых к высокоскоростному интернету в течение ближайшего времени будут подключены еще 2,5 тысячи казахстанских  ОСШ.

В то же время при реализации намеченных целей предстоит столкнуться с множеством трудностей, с которыми нельзя не считаться. Весьма серьезным препятствием на пути к «счастливому трехъязычию» может оказаться неготовность педагогических кадров. И всевозможные переквалификации, курсы и стажировки не станут панацеей. Даже интересно, каких успехов в освоении иностранного языка сможет достичь среднестатистический физик или математик предпенсионного возраста?! Неясны и другие аспекты процесса внедрения новой системы образования. Опыт Назарбаев-школ хотят перенести (вдумайтесь!) в рядовые средние учебные заведения. А никого не смущает, что ученики первых тщательно отбираются и занимаются в группах по 10 – 15 человек, в отличие от вторых, куда вынуждены брать всех, кто проживает в соответствующем районе, причем подчас по 30 человек в класс?! И еще: в инновационных школах уроки математики, биологии, физики и так далее сегодня ведут сразу два педагога – предметник и носитель английского языка. Едва ли в Казахстан планируют «перетянуть» половину жителей Великобритании, а своих англоведов у нас и без того дефицит.

Отдельная тема – готовность и качество методических и учебных пособий, которые станут теоретической базой для обучения по новой программе.

В общем, планы амбициозные и реализовать их будет весьма непросто. С другой стороны, сама идея ликвидации понятия этнических школ путем перехода на полиязычное обучение, в принципе, достаточно здравая и весьма актуальна. Другое дело – сколько времени потребуется на ее воплощение в жизнь. Министерство образования и науки РК стремится максимально форсировать процесс внедрения новой системы образования. В плане, утвержденном на расширенном заседании МОН еще в 2011 году, датой перехода всех школ республики на трехъязычие названо 1 сентября 2016 года. В то же время Министр Ерлан Сагадиев оптимальным временем для начала воспитания полиглотов повсеместно на территории страны называет 2018 год. Когда же на самом деле наши дети начнут изучать математику на английском (и начнут ли вообще), остается только гадать.

В городском отделе образования подтвердили, что сегодня действительно проводится обновление программ с переходом на новую систему обучения, в связи с чем педагоги посещают специальные тренинги, семинары и конференции. В то же время никаких официальных приказов, постановлений и поручений, касающихся перехода на трехъязычие в общеобразовательных средних школах, на данный момент нет. Пока внедрение английского языка в изучение дисциплин естественно-научного цикла проходит апробацию и в ОСШ рекомендуется лишь в качестве вариативного компонента. Так что без паники, господа. А если вспомнить, сколько лет у нас пытаются внедрить 12-летнее образование, но почему-то все откладывают, то поводов для беспокойства становится и того меньше.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер