Кто они: хорошие родители?
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
№2 (13.461) 15.01.16
С любовью, ваша Татьяна Ледовская   

Рубрика: Психологическая помощь

«Мы так легко и беззаботно рождаем детей, но так мало мы заботимся о создании человека! Мы все тоскуем о каком-то прекрасном человеке. В нашей воле помочь ему явиться на земле! Так израсходуем же нашу волю, чтобы он явился скорее, и, может быть, мы будем вознаграждены за это счастьем видеть среди нас юных предтеч того, о ком так давно тоскует наша душа».

Максим Горький

Здравствуйте, дорогие мои друзья!

Вот мы и вступили в новый год. Все праздники, банкеты, траты уже позади, и нам необходимо возвращаться в свою колею, к решению насущных проблем, работе, воспитанию детей.

Профессиональный психолог Т.Ледовская

В новых публикациях мне очень хотелось затронуть что-то новое и обязательно важное. Я стала думать о том, что чаще всего волнует мое окружение, какими вопросами озадачены люди вокруг. Странная погода, рост цен, скачки артериального давления, какие вещи в моде, как работает каток, успеваемость сына, дочке уже три, а она не разговаривает…

В решении проблем с погодой и ценами я совершенно бессильна и некомпетентна, а вот тема «наши дети» мне очень близка, знакома и для других очень актуальна.

Поэтому в новом году я решила начать свою «Психологическую помощь» циклом статей о воспитании и развитии самого дорогого, что есть у каждого (нормального) человека: о любви и взаимоотношениях с нашими детьми.

Александр Сергеевич Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» сказал устами Чацкого: «…Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?..» Действительно, чтобы «заиметь» ребенка, много ума не требуется, а вот чтобы воспитать его человеком порядочным, счастливым, цельным, нужно очень потрудиться над собой. Да-да, именно над собой в первую очередь.

Нас всех воспитывали наши родители, их, в свою очередь, тоже воспитывали… из поколения в поколение мы воспитываемся и воспитываем.… Зачастую мы делаем это так, как нас научили наши родители, а иногда методом «от противного», стараясь не делать того, что нам в воспитании нас же было так неприятно.

Мне очень нравится это крылатое выражение Александра Сергеевича. Многие, к моему ужасному сожалению, считают, что ребенка достаточно одевать, обувать, кормить, а воспитывать должна школа, жизнь и прочие там… Другие считают, что воспитывать надо строго, полностью контролируя своего ребенка и решая за него, что хорошо, а что плохо. Сами-то лучше знают жизнь, повидали уже. Третьи думают, что надо бесконечно восхищаться своим дитятком, восторгаясь каждой каракулькой, шагом, звуком, не замечая, что звук – это вопль, а каракульку делает рука десятилетнего, а не годовалого малыша! А некоторые вообще считают, что подарили ребенку жизнь, и теперь он перед ними в неоплатном долгу за этот подарок. В общем, сколько семей, столько и способов воспитания.

В своей сегодняшней статье я хочу рассказать о том, какие стили воспитания зафиксированы в природе, как каждый из них влияет на становление личности и в конце подытожить, что нашему дитю - хорошо, а что – не очень. В психологии принято выделять 6 основных стилей семейного воспитания, каждый из которых имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребенка.

1. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Родители принимают ребенка таким, какой он есть, уважают в нем индивидуальность и самостоятельность. Поощряют участие в обсуждении и решении общесемейных проблем, саморазвитие и саморегуляцию. В такой семье мнение ребенка ценится, уважаются его интересы. Родители проявляют свою любовь, доброжелательность, занимаются развитием способностей ребенка, а не удовлетворением собственных амбиций. Взаимопонимание достигается путем убеждений и бесед. Родители проявляют единые требования к ребенку в отношении его поведения и дисциплины, путем установленных правил и стандартов.

Благодаря этому, ребенок вырастает самостоятельным, зрелым, ответственным, добрым, заботливым, дисциплинированным. Он знает, что родители его всегда выслушают и поддержат. Таких людей уважают сверстники. Они компетентны, надежны и адекватно уверены в себе.

Данный тип воспитания является наиболее эффективным и рекомендован всем родителям.

2. ХАОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Главная характеристика – отсутствие единых требований к ребенку, смена «можно» в одной ситуации на «нельзя» в другой раз, конфликты на почве выбора методов и способов воспитания. Часто это возникает на почве соперничества между матерью и отцом. Родители склонны вступать в коалицию с ребенком против супруга. Например, мать запрещает идти на дискотеку, а отец, чтобы самоутвердиться, разрешает. Отец ругает сына за плохую компанию, а мать поддерживает и противоречит мужу.

Все это приводит к невротизации личности ребенка, его импульсивности, несамостоятельности, отсутствию самоконтроля и незрелости суждений.

3. ОТЧУЖДЕННЫЙ СТИЛЬ

Отличается глубоким безразличием родителей к физическому, психологическому, духовному да и любому развитию ребенка, его интересам, к его существованию и воспитанию в целом. Зачастую это практикуется в семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем.

Ребенок вырастает одиноким, несчастным, погруженным в себя. Может стать агрессивным и озлобленным, иметь проблемы с законом.

4. Противоположный предыдущему стиль воспитания –

ГИПЕРОПЕКА

Родители в данном случае все решают за ребенка, выдавая это за беспокойство о его благополучии, здоровье и так далее. Они решают за него буквально все: что есть, в какой кружок пойти, где учиться, на ком жениться. Такие родители до старости подтирают носы своим дитяткам, беспокоятся об их здоровье, излишне интересуются личной жизнью и вмешиваются в нее.

Дети в таких семьях вырастают зачастую послушными, но совершенно неуверенными в себе, невротичными, тревожными, беспомощными. Иногда гиперопекаемые подростки пытаются высвободиться из оков родительской любви и становятся агрессивными и скрытными, что в итоге приводит к отчуждению в отношениях с родителями. Во взрослом возрасте такие люди не решаются принимать самостоятельных решений, зависят от мнения других людей. Этот стиль воспитывает «маменькиных сынков».

5. ГИПООПЕКА (Либерально-попустительский стиль воспитания)

Девиз: «Вседозволенность и отсутствие дисциплины». Приведу смешную историю из жизни одной девушки: «Ехала из университета на трамвае. Сзади сидела какая-то мамаша с 9-11 летним ребенком на руках. И вот этот «малыш» постоянно меня тыкал ногой в грязных ботинках по белым брюкам (специально, понравилась я ему, наверное). Я обратилась к его мамаше с просьбой его унять. Она мне сказала, что они воспитывают ребенка по системе какого-то «Эйху..зера» - это когда ребенку все разрешают, и по сути послала меня. А потом сзади подошел парень чуть старше меня. Вынул изо рта жвачку, налепил прямо на лоб мамаше и сказал: «меня тоже по этой системе воспитывали», - подмигнул мне и вышел на следующей остановке».

Надеюсь, вы улыбнулись. К сожалению, в жизни не все так уж и смешно. Как вы уже поняли, либеральные родители всячески поощряют слишком раскованное и неуместное поведение своих детей. Они очень заботливы, внимательны, дают своим детям раскрыть все свои творческие таланты и не только, а на самом деле просто не умеют обозначить границы дозволенного и потакают всем «хочу» и «дай» своего ребенка.

Такие дети вырастают конфликтными эгоистами, недовольными окружающими людьми (еще бы, они их почему-то не поощряют), не имеют представления о субординации. Подвержены фобиям, депрессиям и другим психологическим проблемам.

6. АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ

Тут родители жестко руководят своими детьми, лишают их самостоятельности и инициативы. В таких случаях средством воспитания становятся физическое наказание, шлепки, окрики, тумаки, обвинения, давление.

Такие родители четко следят за выполнением всех требований, их волнует исполнительность и беспрекословное послушание ребенка. Дети лишены ласки, родительских объятий и похвалы. Особенно часто это распространяется на сыновей. В таких семьях бытует мнение, что к сыну необходимо относиться сурово, «по-мужски», а к дочери быть более нежными.

К чему это приводит? Мальчики, чьи отцы суровы и даже жестоки, вырастают женоподобными, слабовольными и мягкими. Недополучив родительской любви, они потом стараются ее восполнить. Сами понимаете, что «росточек» очень легко «сломать», если на него давить.

В подростковом возрасте возможны конфликты с родителями-диктаторами, даже уходы из семьи. Девочки также вырастают замкнутыми, эмоционально холодными, несамостоятельными.

Здесь также следует отметить, что мальчики, которых отцы не стеснялись тискать, ласкать, бороться с ними и возиться, вырастают настоящими мужчинами с сильным и волевым характером.

Выводы напрашиваются сами собой:

1. Требования к ребенку должны быть всегда едиными. Заранее договаривайтесь, что в вашей семье дозволено, а что - нет. Если мать что-то запретила, то отец разрешать не имеет права и наоборот.

2. Четко обозначьте границы дозволенного и придерживайтесь всех «нельзя», не отступая.

3. Любите своих детей, интересуйтесь их интересами и проблемами.

4. Оставьте своим детям личное пространство и право выбора в соответствии с возрастом. Чаще интересуйтесь их мнением по разным вопросам. Формируйте их самостоятельность на практике.

5. Никогда не лгите своим детям.

6. Никогда не бейте и не оскорбляйте своих детей. Это унижает, озлобляет и уничтожает самоуважение. Помните, что ребенок понимает Ваше отношение к нему по тому, как Вы разговариваете с ним. Если уж Вы ругаете ребенка за проступок, то говорите о его ПОСТУПКЕ, а не о личности. Например, вместо: «какой же ты неряха!» или и того хуже - «свинья», можно спокойно сказать: «в следующий раз будь аккуратнее». Вместо: «ну, ты и жадина!» - «мне не нравится, когда не даешь игрушку своему брату».

7. Показывайте на личном примере, что нужно уважать старость и читать книги, что не нужно пить, курить и осуждать чужие недостатки...

8. Не переживайте, что у Вас что-то не получается в воспитании, а переживайте о том, что Вы ничего не делаете для того, чтобы стать самым лучшим родителем.

Успехов Вам в нелегком деле - ВОСПИТЫВАТЬ!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться страницей:
Баннер
Баннер